Первые, самые яркие воспоминания из далекого детства: у нас в московской квартире наряжают новогоднюю елку, а я не могу оторвать глаз от елочных игрушек невероятной красоты. Я мог смотреть на них часами. И не только когда они висели на густо пахнущих хвоей ветках, но и когда просто лежали в коробке в нижнем ящике платяного шкафа. Родители называли эти игрушки немецкими, а мне переливающиеся цветные шары казались подарком из волшебного зазеркалья.
Впрочем, в те годы и не все взрослые, купившие по случаю деревянную коробку с гэдээровскими новогодними шарами, понимали, что они стали обладателями поистине раритетной продукции. А между тем игрушки эти поставлялись в Советский Союз из той самой немецкой Лаушты, где появились самые первые в мире стеклянные елочные украшения. И сегодня этот небольшой городок в Тюрингии является одним из крупнейших в мире производителей новогодних игрушек из стекла.
— Мы экспортируем свою продукцию в 30 стран, — Герд Росс, глава акционерного общества Лаушты по производству елочных украшений, делает многозначительную паузу, чтобы я понял, куда попал и оценил размах производства. Потом Герд подробно объясняет, почему самые знаменитые универмаги в мире отдают предпочтение елочным украшениям из Тюрингии.
Если опустить технические термины и перевести его рассказ на обычный житейский язык, то суть объяснений сводится к следующему: настоящие сигареты «Мальборо» могут производиться только в Америке, настоящая водка — только в России, а настоящие елочные украшения из стекла — только здесь, в Тюрингии, в Лауште, на родине первых стеклянных игрушек.
Этот небольшой городок уже два столетия населяют потомственные стеклодувы. Если верить народному эпосу, то появлению первых стеклянных новогодних шаров человечество обязано одному из самых бедных стеклодувов Лаушты. Дело обстояло так. В Германии с незапамятных времен новогодние елки украшали дарами природы — настоящими яблоками, грушами и крашеными орехами. Но случилось так, что у одного многодетного лауштинского ремесленника денег на съедобные елочные игрушки не оказалось. А душа праздника просит! И он, чтобы не расстраивать своих домочадцев, слукавил: из прозрачного и цветного стекла выдул шары. Неизвестно, как отнеслись дети к плодам изобретательности своего фатера (висит груша, нельзя скушать), но соседям они точно пришлись по вкусу. В следующем 1847 году уже все рождественские елки в Лауште были увешаны стеклян-ными шарами. Очень скоро их производство стало массовым и прибыльным делом. Правда, и здесь не обошлось без немецкой педантичности. Властями был издан специальный указ об использовании стеклянных шаров из Лаушты в качестве главных рождественских украшений.
Первые елочные шары были тяжелыми и не совсем круглыми, так как для их литья использовались полые формы обычной масляной лампы. Однако со временем стеклодувы достигли совершенства в своем деле — шары стали изящными, круглыми и самой необычной расцветки. Особым успехом пользовались игрушки, которые покрывались серебром по рецепту изготовителей зеркал. Или даже золотом. Они были самыми дорогими. Такие украшения сразу придавали елке сказочный вид — блеск, мерцание, отражение света...
Долгое время ремесленники из Лаушты оставались монополистами. Их сверкающая продукция стремительно распространялась в Европе, а затем и в Америке. Рынок елочных украшений стремительно рос, понятно, что одна небольшая деревня в Тюрингии уже не могла удовлетворить весь спрос. Появились мастерские стеклянных елочных игрушек и в других странах, а со временем мастеров-умельцев заменили машины. Массовое производство до того уникальных игрушек пошло на поток.
Однако стеклодувы из Лаушты держали марку до последнего, всю работу, как и их предки, делали вручную. По словам Герда Росса, поточное производство появилось в Лауште только во времена ГДР. И объясняется это тем, что власти Восточной Германии крайне нуждались в валюте. Производство новогодних игрушек в Тюрингии было одним из самых устойчивых источников ее поступления в казну. А так как здешние умельцы просто физически не справлялись с тем объемом заказов, которые поступали из разных стран, то в приказном порядке дело было поставлено на поток — переведено на автоматизированное производство.
Впрочем, как утверждает Герд Росс, сегодня в Лауште только треть продукции делают машины, две трети по-прежнему стеклодувы изготовляют вручную. Кстати, сам вопрос, ручной ли работы елочная игрушка или штамповка, кому-то может показаться пустяковым. Но для знатока-коллекционера это вещи несоизмеримые. Дело даже не в цене, а в том, что международная организация коллекционеров елочных игрушек Golden Glow (Золотое сечение) признает раритетными только те игрушки, что сделаны вручную. Ну, а цены на самые редкие экземпляры могут достигать запредельных высот. Так, например, Герд Росс не без гордости заметил, что самая дорогая игрушка, созданная умельцами из Лаушты, ушла за 12 тысяч британских фунтов. Правда, справедливости ради надо уточнить, что ценность этого уникального стеклянного шара заключалась не только в искусности мастеров Тюрингии, но и в том, что при его оформлении было использовано золото и бриллианты.
... Увы, большая часть моих любимых немецких елочных шаров разбилась еще до того, как я пошел в школу. Однако есть семьи, в которых елочные игрушки передаются в целости и сохранности из поколения в поколение. Так что посмотрите внимательно на те елочные украшения, которые вам достались по наследству от бабушки или родителей. Если в заурядной деревянной коробке вы обнаружите гэдээровские стеклянные елочные игрушки ручной работы, то считайте, что стали обладателем солидной коллекции раритетов. А если еще окажется, что эти игрушки были произведены до 1966 года (то есть относятся к разряду старинных), то вы уже обладатель настоящего клада, который в момент уйдет на любом аукционе, устроенном коллекционерами из Golden Glow.