«Сложный» визит Путина в Дели еще более осложнился из-за беспорядков, связанных с изнасилованием в Дели студентки
Переговоры российского президента Владимира Путина с руководством Индии пройдут не в Хайдарабадском дворце, как планировалось ранее, а в резиденции премьер-министра страны Манмохана Сингха. Это связано с неспокойной обстановкой в Дели, охваченном акциями протеста в связи с изнасилованием студентки.
Что касается остальных мероприятий в рамках визита Путина — встреч с президентом, главой партии «Индийский национальный конгресс» и лидером оппозиции — то они должны состояться, согласно протоколу, в президентском дворце.
В понедельник, 24 декабря, полиция полностью перекрыла центр Дели, взяв в кольцо резиденцию президента и правительственные здания. В этом районе закрыты станции метро, перекрыты автострады и железные дороги.
Накануне, 23 декабря, на улицы Дели вышли сотни студентов, требовавших найти и наказать насильников 23-летней девушки. К настоящему времени из шести подозреваемых в совершении жестокого преступления полиции удалось задержать лишь одного.
Демонстрации проходили у больницы, где лежит пострадавшая, и у стен парламента. Самая массовая акция была проведена у «Ворот Индии», в непосредственной близости от президентского дворца.
Участники демонстрации крушили автомобили и требовали отставки глав силовых ведомств. Для разгона демонстрации полиция применила водометы и слезоточивый газ. В результате беспорядков пострадало по меньшей мере 143 человека, из них 78 полицейских.
К протестующим обратился глава правительства Манмохан Сингх. Он пообещал принять меры по защите прав женщин и предотвращению нападений на них в ближайшее время. Сегодня же правительство объявило о создании специального комитета по реформе закона о насилии. Его задача - подготовить конкретные предложения по изменению законодательной базы и повышению ответственности сил правопорядка за своевременную регистрацию и расследование дел.
В этой довольно-таки нервозной обстановке президенту РФ предстоит обсуждать не самые приятные для России вопросы. Глава российского государства должен встретиться с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом, а также с президентом страны Пранабом Мукерджи, председателем партии «Индийский национальный конгресс» Соней Ганди и лидером оппозиции Сушмой Сварадж.
Как ожидается, на переговорах речь пойдет о сотрудничестве в военной сфере, а также в области энергетики и инвестиций.
В частности, Индия рассчитывает на подписание соглашения о поставке 59 военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5, а также технологических комплексов для лицензионной сборки 42 многоцелевых истребителей Су-30МКИ. Суммы контрактов впечатляют: два миллиарда долларов за истребители и $600 миллионов - за вертолеты.
При этом именно в сфере военного сотрудничества России и Индии имеет место большой во всех смыслах конфуз, связанный с авианосцем «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»).
Как известно, в июле на корабле произошла авария паровых котлов. Из-за этого авианосец встал на новый длительный ремонт и сможет отправиться в Индию не ранее осени 2013 года. И Путину явно предстоит разговор на эту неприятную тему, уверены аналитики.
Между тем, по итогам двухлетних напряженных переговоров стороны пришли к соглашению, что корабль должен быть передан индийской стороне 4 декабря 2012 года — в День военно-морского флота Индии. При этом общая сумма контракта увеличилась с 970 миллионов долларов до $2,5 миллиарда.
Авианосец должен был заступить на боевое дежурство в составе ВМС Индии еще в 2008 году. За четыре года до этого был заключен контракт на его модернизации на сумму около $970 миллионов. Еще за $650 миллионов Индия намеревалась купить 16 палубных истребителей.
Но этого так и не произошло: в конце 2007 года Индия перестала финансировать проект, когда стало понятно, что оговоренных контрактом денег не хватит.
Еще одно темное пятно на светлом будущем российско-индийского сотрудничества – это разногласия по ядерному проекту. Индия требует включить в соглашение о строительстве двух энергоблоков АЭС «Куданкулам» пункт о материальной ответственности подрядчика в случае аварии, катастрофы или иных форс-мажорных обстоятельств. Основанием для этого является индийский «Закон об ответственности», принятый парламентом страны в 2010 году после трагедии на японской АЭС «Фукусима».
Российская сторона выступает категорически против, ссылаясь на базовое соглашение по АЭС, подписанное еще в 1988 году. Эксперты отмечают, что если Москва добьется игнорирования закона об ответственности, на «атомном рынке» Индии Россию подвинут ядерщики США и Франции.
А если Россия все же согласится на включение пункта о материальной ответственности в соглашение, это может привести к удорожанию стоимости контракта, отмечают эксперты.
Между тем, на контракт по «Куданкулам» весьма рассчитывает «Росатом», который запускает там два энергоблока суммарной мощностью 2 ГВт и лелеет надежды заполучить контракт на строительство еще двух энергоблоков, а также на постройку новой АЭС в Западной Бенгалии. Если все эти намерения воплотить в жизнь, «Росатом» станет ведущим поставщиком атомных технологий в Индию.
Наконец, еще один подводный камень в переговорах Путина с политической элитой Индии - ситуация с сотовой компанией «Sistema Shyam TeleServices Ltd (SSTL)». Это индийская дочерняя фирма АФК «Система», которая владеет 56,68% акций SSTL. Еще 24% компании принадлежат индийской компании Shyam Group, 17,14% — Росимуществу и еще 2,18% — индийским миноритариям.
Телекоммуникационный регулятор Индии значительно поднял цены на интересующие SSTL частоты – до шести миллиардов долларов с 640 миллионов четыре года назад. Это связано с решением Верховного суда Индии, который в феврале отозвал 122 лицензии на связь у восьми операторов. В результате SSTL лишились 21 из 22 разрешений.
Суд решил, что лицензии продавались по заниженным ценам и без должного конкурса, из-за чего бюджет Индии лишился до 40 миллиардов долларов.
Самой АФК «Система» власти Индии претензий не предъявляли, но установленные новые цены на частоты сильно осложнили переговорный процесс «Системы» с индийскими чиновниками.
Источник, близкий к АФК, считает нынешний визит Путина в Индию одним из «микрошажочков» в решении этой проблемы, однако сомневается, что российскому президенту удастся разрешить ситуацию, что называется, одним махом.