За эти гастроли мы должны благодарить пианиста Дениса Мацуева и его друзей-спонсоров, в нынешнее непростое время подставивших плечо Московской филармонии. Без их денежных вливаний она бы не осилила приезд столь дорогого коллектива. Ну и, конечно, Мацуев не отказал себе в удовольствии поиграть вместе с гостями, выбрав для этого самый, наверное, популярный фортепианный концерт всех времен и народов - Третий рахманиновский. Сыгран был хрестоматийный шедевр со всегдашней мацуевской удалью и блеском: или все-таки треском? Лирики этому виртуозу-спортсмену за клавиатурой часто не хватает.
А вот оркестр показал эталонное качество игры. Звучание как струнных, так и всего ансамбля в Седьмой симфонии Бетховена, во Второй Брамса было настолько цельным, объемным и плотным, что, казалось, звук можно попробовать на ощупь. На бис маэстро Маазель, не жалея себя и оркестрантов, "оторвал" не какую-нибудь миниатюру, а грандиозную увертюру "Эгмонт" Бетховена. Правда, в другой увертюре, к "Севильскому цирюльнику" Россини, удивил манерными замедлениями. Впрочем, во второй день, повторяя "Цирюльника", сделал их не такими заметными. Или мы к тому моменту уже привыкли к причудам мастера?
Интервью
Лорин Маазель, дирижер
"Это Джек Николсон на меня похож, а не я на него"
Между двумя концертами у корреспондента "Труда" была возможность задать знаменитому гостю несколько вопросов.
- О вас говорят, что у вас "русское" слышание музыки - ваши фразы обладают особой широтой дыхания.
- Мой учитель Владимир Романович Бакалейников был русским. Да и дедушки с бабушками, все четверо, родом из России. Такое сочетание генов с образованием не могло не принести плодов. Конечно, то, что я родился и вырос в США, а затем 35 лет проработал в Европе, сделало из меня гражданина мира. Но несколько лет назад я стал первым исполнителем оперы Родиона Щедрина "Очарованный странник". Это бесспорный шедевр, сильное и страстное произведение. Щедрина считаю одним из пяти крупнейших среди ныне живущих композиторов. Кроме того, я сам написал оперу "1984" по Оруэллу, три года назад ее поставили в "Ковент-Гардене".
- Разве это русская тема?
- Там речь о коммунизме, который в ХХ веке стал серьезнейшей проблемой именно для России. А сейчас меня увлекает мысль написать оперу по произведению Достоевского. По какому - не скажу, а то кто-нибудь похитит идею.
- У вас такой огонь в глазах - вам не говорили, что вы удивительно похожи на Джека Николсона?
- Ха-ха, это он похож на меня.