В ГОСТИ К "АННУШКЕ" НА ЮЖНЫЙ ПОЛЮС

В канун новогоднего праздника воздушная российская полярная экспедиция отправилась спасать самолет АН-3, оставленный на Южном полюсе три года назад. Перед вылетом в редакцию заглянули полярник, директор научного центра изучения Арктики и Антарктики "Полюс" Владимир КОШЕЛЕВ и механик печально известной дрейфующей станции СП-32 Анатолий МОЖАЕВ.

- Владимир, не хочется сейчас говорить о грустном. Но вспомнить историю трехлетней давности с самолетом АН-3 все-таки стоит. Тем более нынче появилась реальная надежда высвободить бедную "Аннушку" из холодных объятий Южного полюса. Расскажите, пожалуйста, что произошло в 2001-м?
- Предыстория того полета АН-3 такова. С 91-го, десять лет подряд, Россия сворачивала работы в Антарктиде. Руководство страны вопреки здравому смыслу посчитало освоение шестого континента излишней роскошью. Другие страны открывали там научные базы, а мы "замораживали" одну станцию за другой. Их осталось всего пять: "Мирный", "Новолазаревская", "Восток", "Прогресс" и "Беллинсгаузен". Некоторые законсервированы. Наш авторитет первооткрывателей Антарктиды действительно померк. Всем известно, что российские мореплаватели - Беллинсгаузен и Лазарев - открыли Антарктиду. Наши летчики на Ил-76 первыми в 61-62-м годах совершили уникальный перелет Москва - Мирный. С того времени дальняя авиация начала интенсивно осваивать шестой континент, но пример-то показали мы, россияне. Наша воздушная экспедиция в ноябре 1991 года тоже была уникальна. С самолета Ил-76 МД впервые в условиях Антарктиды на парашютах были сброшены грузовые контейнеры с горючим для полярников. Но та экспедиция оказалась и последней...
- Говорят, американцы настолько освоились в Антарктиде, что даже возят туристов на Южный полюс.
- Да, у них есть компания "Эдвенчер Нетворк", которая этим занимается. Американцы построили на Южном полюсе большую станцию "Амундсен-Скотт". Там постоянно находится около 200 полярников. Снабжается станция по воздушному мосту из новозеландского города Крайстчерч через береговую станцию "Мак-Мердо".
- У кого родилась идея возобновить полеты в Антарктиду?
- Конечно, у полярников. Инициатор - Артур Чилингаров.
- А правда ли, что он встречает каждый новый год или на Южном, или на Северном полюсе?
- Спросите у него, но вряд ли. Работа полярников зависит от многих факторов: погоды, состояния техники. В последнее время больше всего - от денег. В 2001-м нашу воздушную экспедицию полностью оплачивали французы. Им понравилось наше предложение привезти в Антарктиду на Ил-76 небольшой самолет АН-3 в разобранном виде. А потом собрать и лететь на нем на Южный полюс - за 1140 километров. Такого тоже никто не делал. Перелет мы приурочили к 40-летию первой воздушной экспедиции и 10-летию последней. Очень хотелось показать нашим чиновникам, что Россия не должна оставлять Антарктиду, ее освоение надо продолжать. 23 декабря 2001-го экспедиция стартовала. Первый пункт посадки - чилийский город Пунта-Аренас.
- А почему не Крайстчерч?
- Пунта-Аренас - самая ближайшая к Антарктиде точка Южной Америки. Ее мы и выбрали. ВВС Чили помогли - и консультациями, и данными о метеоусловиях на ледовом континенте. Они постоянно летают на американскую станцию "Амундсен-Скотт" и на свою базу на леднике "Пэтриот-Хилс", который служит взлетно-посадочной полосой для больших самолетов. Командование чилийских ВВС к тому же предложило нам воспользоваться их базовым лагерем, если в том появится нужда, что оказалось кстати.
- Кого вы увидели первым, когда Ил-76 "приледнился" на "Пэтриот-Хилс"?
- Представителей американской туристической фирмы "Эдвенчер Нетворк". Они внимательно наблюдали за тем, как мы выгружаем маленький самолет, как собираем АН-3, приделываем к нему плоскости - крылья, пробуем двигатель... Так что Новый год, который мы начали праздновать в Чили, а встретили уже на Антарктиде, прошел в трудах и заботах - не до праздника было.
- Владимир, и все-таки давайте сделаем небольшое лирическое отступление. Вы бывали и на Южном полюсе, и на Северном. В уходящем году встречали Новый год на дрейфующей полярной станции СП-32, которая в конце апреля раскололась и вас пришлось оттуда эвакуировать. Чем отличается новогодняя пора в Арктике и в Антарктике?
- С конца декабря на севере воцаряется лютый холод, наступает полярная ночь. На юге же в это время начинается лето, и в Антарктиде температура "поднимается" до 20-30 градусов ниже нуля. На СП-32 перед Новым годом близко к минус 50. Да еще с ветром. К тому же накануне праздника началась пурга. Да такая, что не вылезти из балков и будок. Правда, на льдину летчики заранее выбросили контейнер со свежими продуктами, елкой и шампанским. Так что мы не горевали. В ночь с 30 на 31 декабря снег вдруг перестал падать. Луна взошла, северное сияние заблистало - красота! Только тишину иногда нарушало потрескивание льда...
- Что это значило?
- Я с опытными полярниками обошел весь лагерь. Конечно, льдина находилась не в лучшем состоянии - трещин много. Но мы все-таки надеялись, что морозы укрепят лед, и мы дотянем до мая. Ребятам, кто помоложе, мы о наших опасениях говорить не стали - зачем пугать народ. С утра в кают-компании мы накрывали праздничный стол. Не роскошный, но и не бедный - куча салатов, варений, солений, рыбы, главное блюдо полярников - холодец.
- А со спиртным как?
- У нас с собой были и водка, и спирт на корешках, и коньяк. Вино здесь не в моде. Я как начальник станции выдал положенные граммы. Начали встречать Новый год часов на 9 раньше Москвы, хотя на льдине время всегда столичное. Дело в том, что каждый предлагал отметить его наступление еще и по тому часовому поясу, в котором он родился или когда-то жил и работал. Я, к примеру, 25 лет отдал острову Врангеля. Как за это не поднять бокал, хотя я и не пью спиртного? Кто-то вспоминал Таймыр, Новую Землю и так далее. Веселье шло долго. Но в это же время наши сотрудники каждые три часа передавали на Большую землю метеосводки, проводили гидроисследования - работа не прекращалась.
- А белые медведи не нарушали праздник?
- Нет. Мы только слышали рык мишки, но далекий. А вот Анатолий Можаев может рассказать любопытный случай...
- Мы тогда зимовали на льдине СП-22. Прямо перед праздниками забрел мишка. Мы его прогнали выстрелами. В это же время к нам привезли нового метеоролога. Парень веселый - нарядился Бабой-ягой и плясал. Потом, не переодевшись, пошел снимать метеоданные. Вдруг врывается в будку, где все сидят, и орет: "Там - медведь!" Мы выскочили с карабинами, смотрим - правда. Стрелять начали, а он как стоял, так и стоит. Подошли и упали со смеху. Пока "Баба-яга" плясала, кто-то из ребят скатал из снега косолапого. Очень похожим получился, в темноте не отличишь от настоящего...
- Но давайте, Володя, вернемся к "Аннушке".
- Собрали мы ее быстро. И вылетели на Южный полюс. 14 человек, из них семеро - иностранцы. Сплошная облачность не давала опуститься низко - самолет сразу покрывался льдом. Другая неприятность: высота горного купола Антарктиды - 2800 метров. Мало кислорода. Однако посадка прошла успешно. Американцы заправили нас топливом на обратный путь, и тут в двигателе появились стуки непонятного происхождения. Чилингаров принял решение оставить АН-3. Нас вывезла "Эдвенчер Нетворк". А дальше мы отправились привычным для американцев путем "Амундсен-Скотт" - "Мак-Мердо" - Крайстчерч. Обидно, что за это пришлось заплатить - это не по полярным законам. В свое время Чилингаров организовывал доставку 200 американских полярников на полюс силами нашей антарктической экспедиции. Бесплатно. Американцы внесли в освоение Антарктиды жесткий коммерческий дух.
- Что ждет нынешнюю экспедицию?
- Омские ремонтники везут новый двигатель. Думаю, все пойдет по плану, и АН-3 наши полярники доставят в Россию. Но об этом мы узнаем после праздничных каникул. Хочется верить, что этот полет многих заставит задуматься: Южный полюс для нашей страны также важен и нужен, как и Северный.