В уходящем году на Кубань обрушился целый каскад стихийных бедствий. Темрюкское наводнение, оползень в Апшеронске, летний паводок, грязевой поток-сель в Сочи, новороссийский смерч, ливневые дожди... В зону стихийных бедствий попали 12 районов, 82 населенных пункта. Масштабы разрушений катастрофические. Ущерб в три раза превосходит тот, что был нанесен Ленску. Пострадало 40 640 жилых домов. Крова лишились 6110 семей. Выведено из строя 396 объектов жилищно-коммунального хозяйства. Повреждены и разрушены автодороги и 585 мостов. Пострадало 170 объектов социальной сферы. Сейчас почти все восстановлено. Люди не остались под открытым небом.
Кубанцы, однако, запомнят не только природные катаклизмы. В памяти останутся и волокита, некомпетентность, нерасторопность, равнодушие, а то и обыкновенное головотяпство чиновников. И еще неизвестно, от чего граждане края страдали больше - от наводнений, оползней и смерчей или от бюрократического отношения к их нуждам. В то же время борьба с "бюрократическим злом" закалила, а кое-чему и научила кубанцев и их губернатора.
Урок первый. В критической ситуации прежде всего нужно надеяться на себя и проверенных людей, которые находятся рядом, не обращать внимания на досужие советы и указания. Для губернатора Ткачева, впрочем, тут не было ничего нового. Потомственный казак всегда верил в своих земляков и знал: они не подведут.
Между тем уже после первых ударов стихии губернатору и его подчиненным начали навязывать "правила игры", причем не всегда компетентные и корректные. Ну как понять, например, такой шаг "Госстроя", как объявление конкурса среди подрядчиков на строительство?
Мало того, что было потеряно время на выяснение размеров ущерба и их корректировку в московских министерствах, целый месяц ушел на то, чтобы определить, кому дать подряд. А поскольку тут дело пахло деньгами, и немалыми, то тендер выиграли те, кто красиво обещает и имеет связи. Их отстранили, только когда выяснилось, что отдельные победители конкурса, получив деньги, ничего не строят, а халтурят. Если бы не настойчивость Ткачева, то, возможно, и сейчас кубанцы не избавились бы, например, от горе-строителей из московского "Спецтреста N4". Именно под нажимом местного руководства трест передал 38 подрядов организациям, которые известны на Кубани. Однако деньги отдать спецстроевцы пока не спешат. Губернатор предложил на будущее четко определить круг строительных организаций, которые бы допускались в зоны бедствия. Это предложение поддержали и "наверху" - правда, после "драки".
Урок второй. В экстремальных условиях надо быть решительным и не бояться принимать жесткие решения, а ошибки исправлять немедля.
Буквально через несколько дней после наводнения многие СМИ набросились на местные власти и обвинили их во всех грехах, а особенно в воровстве и разбазаривании федеральных средств, выделенных на восстановление. Дошло до абсурда: деньги не поступили, а их, оказывается, уже украли.
В то же время губернатор Краснодарского края видел, что не все местные руководители на высоте. Возможно, в "мирное" время он бы не поступил так жестко, но в подобной ситуации... За год в крае смещено 17 руководителей глав муниципальных образований, некоторые отданы под суд. Зато дело пошло на лад.
Урок третий. Даже после невзгод и критики надо не отступать от своих главных принципов и убеждений.
Тут уместно вспомнить беседу губернатора с президентом страны. Состоялась она в то время, когда в крае активно шло восстановление, что-то не удалось, критиковали и губернатора. И в это время Ткачев высказывает свою точку зрения по вопросу, который не имеет отношения к ситуации, но от его решения зависит будущее его земляков - о продаже земли. Он против и прямо говорит об этом президенту, который закончил обсуждение этого вопроса такой ремаркой: "Если вы считаете, что в вашем крае не нужно покупать и продавать землю, не принимайте этого решения. Не покупайте и не продавайте!"
Урок четвертый. Этот вывод самый простой: как бы ни было трудно, надо помнить, что жизнь продолжается.
Получили ли люди, пострадавшие от катаклизмов, все, что потеряли? Наверное, нет. Но сделано немало. Хотя сейчас напряженность в значительной мере снизилась, дел не уменьшилось. Выделение транспорта для перевозки детей в отдаленном поселке, защита библиотеки, здание которой пытается захватить какой-то банк... Все это - отнюдь не мелочи. Именно от таких "мелочей" зависит жизнь кубанцев.