"КВАРТЕТ" ВЫДЕРЖАЛ ПАУЗУ

На вашингтонской встрече посредников из состава "четверки", представляющих ООН, Евросоюз, США и Россию, если и не ожидали чудодейственных прорывов, то рассчитывали по крайней мере на обнародование плана ближневосточного урегулирования, названного "Дорожная карта". Не случилось. И это необязательно плохая новость.

Накануне встречи возникла интрига. Мяч в игру вбросили европейцы, которые стали более энергично, чем ожидалось, уговаривать американцев побыстрее расставить все точки над "i", чтобы огласить параметры почти окончательно согласованного плана. Не все детали известны, но главный пафос сводится к тому, чтобы через три года, пройдя через три фазы, образовать палестинское государство в международно признанных границах и создать фундаментальные опоры для "всеобъемлющего урегулирования".
Однако в прессу уже просачивались сведения, будто бы план предусматривает существенные компромиссы, в том числе и территориальные размены, а это подразумевает и ликвидацию большей части еврейских поселений на палестинских землях. Поговаривают, хотя это ничем пока не подтверждается, что возможны промежуточные стадии, когда, скажем, часть Восточного Иерусалима может быть провозглашена "временной столицей" суверенной Палестины...
Не надо быть провидцем, чтобы представить, какой эффект эти справедливые, но необязательно популярные предложения вызовут у израильских граждан, которым 28 января идти к урнам для голосования. И хотя исход парламентских выборов предсказуем - по всем статьям выходит, что партия "Ликуд" и ее лидер Ариэль Шарон останутся у кормила власти, но наказы его избирателей могут в этом случае приобрести более требовательный и неуступчивый характер. Чтобы избежать накала страстей вокруг "Дорожной карты", за четыре дня до спевки "квартета" на встречу с госсекретарем США Колином Пауэллом прибыл министр обороны Израиля Шаул Мофаз (это он требовал изгнания Арафата из Палестины). На этих переговорах, как полагают, американцы согласились с тем, что не надо спешить.
Тем не менее сложилось впечатление, что в этом вопросе между трансатлантическими партнерами нет единомыслия: верховный представитель ЕС по внешней и обороной политике Хавьер Солана и глава МИД Бельгии Луи Мишель поначалу проявляли нетерпение. Сюда же подверсталась инициатива британского премьера Тони Блэра пригласить в январе в Лондон делегацию палестинцев на конференцию вместе с "четверкой" и другими заинтересованными государствами на Ближнем Востоке. На этом фоне российская дипломатия проявляет прагматичную гибкость.
В беседах с российскими дипломатами, сопровождавшими министра иностранных дел России Игоря Иванова, вырисовывались контуры нашего подхода к проблеме. Для Смоленской площади очевидно, что выход из "патовой ситуации", когда не удается разорвать "круг насилия", лежит в плоскости политических решений, в налаживании диалога, во встречных шагах конфликтующих сторон. Москва поддерживает инициативу Лондона, полагая, что на таком форуме можно будет услышать от палестинских посланцев, как будет выглядеть новая конституция Палестины. Не исключено, что в ней найдет место идея парламентской демократии, а именно - основные бразды правления сосредоточатся в руках премьер-министра, а президент (им может остаться Ясир Арафат) станет наподобие английской королевы с преимущественно представительскими функциями.
Наши дипломаты дали понять, что мы принимаем аргумент - несвоевременное предание гласности совместного труда "квартета" может только осложнить ситуацию с учетом внутриполитического расклада сил в Израиле и позиции "непримиримых" палестинских организаций. Скорее всего, "Дорожная карта" появится из рукавов четырех посредников на следующей встрече, намеченной предположительно на февраль.