ПРОЩАЙ, СТАРЫЙ АВТОМОБИЛЬ!

Слово "прощай" в заголовке можно заменить и на "aufviеdersehen", поскольку завод, на открытии которого я побывал, немецкого происхождения. Однако все тут сделано россиянами. А получилось красиво, ухожено, уютно. Потому что свое. Специальный экскаватор грузит кузов старого автомобиля на транспортер. Через 3-5 минут из ржавого остова машины получают отдельно чистейший черный и цветной металлы и отходы.Все - по своим контейнерам. Специалисты промышленной компании "Втормет" еще в процессе строительства блестяще освоили немецкую технологию утилизации транспортных средств и крупногабаритного бытового металлома фирмы "Тиссен Крупп". Чтобы завод заработал на полную мощность и этому примеру последовали другие, осталось немного - решить несколько российских проблем. Что это за проблемы?

ЛИХА БЕДА - НАЧАЛО
Итак, первый кузов старенького "жигуленка" плюхнулся на транспортер. На выходе я увидел кучку блестящего, очищенного от краски и грязи металла весом килограммов в 400. Интересно, а сколько бумаги истрачено на различные заявления, ходатайства, просьбы, разрешения, чтобы произошло вот это действо?
- Года три назад я обратил внимание на проблему переработки отходов легкого, тонколистового металла, - объясняет председатель совета директоров ООО ПК "Втормет" Александр Шаруда. - Год примерно мы потратили на то, чтобы досконально изучить производство за рубежом и выбрать партнера. Еще год ушел на то, чтобы убедить чиновников различных ведомств разрешить строительство нового для России предприятия и создать проект. На письма, ходатайства истрачены не килограммы, а тонны бумаги. А сколько разговоров, встреч... Но в конце концов все позади, и мы признательны правительству Москвы и руководителям различных ведомств, поддержавших нас. А завод мы построили меньше, чем за год. Потом вместе с немецкими специалистами были проведены монтажные и пуско-наладочные работы. За 6 недель вместо 8, предусмотренных графиком.
- Значит, на строительство следующего такого же предприятия вы можете потратить всего один год?
- Если заранее будут решены три главные проблемы: отведена территория в 8-10 гектаров, обеспечены подъездные пути, решен вопрос с подключением оборудования мощностью 3000 килоВатт. Здесь нам отвели 6 гектаров заброшенных городских сетей аэрации, причем на льготных условиях. Правда, нам пришлось приводить территорию в порядок, но это не беда. С подъездными путями и электроснабжением проблем практически не было.
- А с немецкими партнерами?
- Никаких. Господин Вагнер, глава фирмы "Тиссен Хеншель Рициклинг" очень хорошо сказал на этот счет: "Когда немцы и русские делают что-то вместе, то у них здорово все получается". Мне добавить нечего.
Что и почем?
Завод здесь называют комплексом шредерной установки. Или просто шредером. Сравнивать его с предприятиями по переработке вторсырья, которые имеют место в России, просто нельзя. Посторонний человек ни за что не определит, что здесь за производство. Если за рубежом перерабатывающие механизмы (сепараторы, дробилки, магнитные делители и прочее) обычно стоят под открытым небом, то наши проектировщики предложили прикрыть их. И не только из-за гнусной нашей погоды. Грохота меньше. Пока кузова перерабатывались внутри кирпичного здания, мы спокойно разговаривали и не повышали голоса.
Еще одно достоинство завода - никакими экологическими неприятностями он не грозит. Чистейшее производство! Однако это не устроило наших бдительных экологов. И вот уже Москомприроды официально извещает о своем намерении обложить новое предприятие... экологическим налогом. Как? Очень просто. 180 тысяч тонн металлического сырья в виде тех же автомобилей, которые "Втормет" планирует переработать в первый год и вернуть в хозяйственный оборот, Москомприроды почему-то решила называть не сырьем, а... отходами. А раз отходы, плати налог. Для предприятия, сделавшего первые шаги, это обернется потерей 12 миллионов рублей. Нигде в мире такого нет. Завод будет поставлять сырье в виде чистого металла на Новолипецкий, Череповецкий, Кузнецкий металлургические комбинаты.
Раз уж речь зашла о деньгах, то вопрос об экономической целесообразности строительства шредера не обойти.
- Сметная стоимость завода около 10 миллионов долларов, - говорит зам. генерального директора Юрий Воронцов.
- Не каждое российское предприятие может изыскать такую сумму, а вы нашли. Как?
- Для "Втормета" переработка старых автомобилей, холодильников, стиральных машин и так далее всего лишь одно из направлений деятельности. Деньги взяли из прибылей, которые получены в других производствах.
- Но, видимо, в надежде быстро получить доходы?
- Увы, так сказать нельзя. Если нам помогут решить проблему сбора выбывших из эксплуатации автомобилей, то предприятие окупится через 2-4 года. Эта шредерная установка способна перерабатывать 45 тонн автомобильных кузовов или крупногабаритной бытовой техники за один час и выдавать 15-20 тысяч тонн только черного металла в месяц, не считая цветного. А есть уже установки производительностью в два раза больше.
Кому собирать "камни"?
Старые автомобили, тракторы и прочий бытовой железный хлам мы разбрасывали все. Сейчас он покоится и ржавеет во дворах, на полях, в лесах, на складах, на свалках. Миллионы тонн, если не миллиарды. Только Москва и Московская область выбрасывает ежегодно 3 миллиона тонн бытовых и 6 миллионов промышленных отходов. Перерабатывается мизерная толика, а остальное валяется и портит окружающую среду. Надо собирать и отправлять на переработку во "Втормет", на только что пущенную шредерную установку. Она переработает не все отходы, но много - примерно 180 тысяч тонн в год. Для начала нормально. Ведь главное - начать. Однако тут же встает вопрос: кому собирать отходы, кому готовить их к переработке, кому платить за утилизацию кузовов?
Да, "Втормет" имеет свои самосвалы, погрузчики, но вряд ли компания способна обеспечить себя сырьем. Ведь в день установка "съедает" 500 тонн ржавого железа. Принять и переработать - одно дело, а собрать, подготовить, доставить из разных мест - заводу не под силу. На нем ведь работает всего около ста человек. Руководители "Втормета" готовы платить за доставленный им железный хлам, однако - опять проблемы.
Начнем с правовых. Оказывается, даже после "приговора" ГИБДД о том, что "автомобиль восстановлению не подлежит" из-за аварии или по старости лет "непригоден для эксплуатации", он остается собственностью владельца. Без соответствующего бумажного оформления его с места трогать нельзя. Если кто и тронет раскуроченную и якобы бесхозную машину, то хозяин вправе подать в суд, да еще и заявить, что техника была в очень хорошем состоянии. Бывали и такие случаи. И суды, между прочим, часто занимают сторону владельца. Выход? В перспективе - принять закон, в котором бы регулировалось право собственности на вещи, предметы, отслужившие свой век. А что же делать, пока такого закона нет? Выход один - уговаривать, убеждать владельцев без слез отдать машину на утиль. А тут уже возникает финансовая проблема.
За рубежом за утилизацию своих автомобилей платят сами владельцы. Где-то при покупке, где-то после достижения автомобилем определенного возраста. У нас пока такой вариант вряд ли пройдет - непривычно. Хотя, если власти законодательно оформят сбор денег на "похороны" старых авто, то автовладельцы будут вынуждены делать это. Например, при прохождении технического осмотра. Можно, конечно, брать деньги за то, что отживший автомобиль занимает кусочек городской земли. Но, повторяю, все это - в будущем, когда появятся соответствующие законы.
А пока мы идем проторенным, нашим путем, то есть в соответствии с каким-то постановлением, решением. Проще говоря, из-под палки. Именно по этому принципу в Москве были созданы 17 автоплощадок для сбора машин, которые "восстановлению не подлежат". И что? А то, что с заводом "Втормет" прочную связь установили только работники автоплощадки Южного административного округа. За год они собрали и передали "Втормету" около 8 тысяч негодных автомобильных кузовов. С остальных площадок поступило мизерное количество. Может, надо принимать еще одно постановление? Но разве это выход?!
Поэтому "ТРУД-СОВЕТЫ" и предлагает обсудить проблему. Свои предложения о том, как лучше организовать сбор железного хлама, просим сообщать прямо в промышленную компанию "Втормет" вот по этим телефонам: 702-39-10, 702-21-10, 702-62-51, 702-30-20, 299-29-96.
В ОДНОЙ СВЯЗКЕ
Это, конечно, хорошо, что в России появилась первая и такая прекрасная шредерная установка. Заинтересованные предприниматели и энтузиасты-администраторы могут запросто приехать в Люберцы, а потом в Некрасовку и "пощупать руками опыт" первопроходцев из "Втормета".
Но специалисты по переработке отживших автомобилей уже бьют тревогу. А тревога их заключается в следующем. Автомобиль, кроме кузова, имеет шины, аккумулятор, разные фильтры, в его "жилах" течет масло, тосол, а в окнах стоят стекла. Куда все это? И тут нужно вести разговор о создании в стране единой системы так называемого авторециклинга. Пример есть - страны Европейского сообщества. Если мы стремимся в Европу, то думать об этом надо сейчас. И не только думать, а действовать. Благо, и свой пример хороший есть - промышленная компания "Втормет".