«Барышня-крестьянка» «На Литейном»: 20 лет с аншлагом
Известная на брегах Невы триада «Елисеев торгует, Мариинка танцует, Романов правит» — это еще и о традициях. О том, что такие константы необходимы обществу для его же психического здоровья.
Осмелюсь утверждать, что одной из таких констант в нынешнем Петербурге стал спектакль «Барышня-крестьянка» в театре «На Литейном». Ему уже более 20 лет, и все это время постановка идет с аншлагом. На недавний спектакль снова билетов было не достать. Что там такого особенного, почему школьники и те, кто давно вышел из этого возраста, три часа с упоением следят, как развивается всем известный сюжет?
У «Повестей Белкина» есть существенный недостаток — они быстро заканчиваются. Только погрузился в повествование, как стоп, точка, и «больше ничего не выжмешь из рассказа моего». В театральной постановке, в кино это очарование можно продлить. Или, напротив, погубить, но мы сейчас о хорошем. История русских Монтекки — Капулетти в театре «На Литейном» рассказана как водевиль. Никаких шекспировских трагедий и драм, повесть о барышне-крестьянке — веселый музыкальный спектакль, насыщенный песнями и танцами, чудесно поставленными и исполненными (на фото).
Главный вопрос для тех, кто болезненно воспринимает стихи «под Пушкина» в каких-нибудь либретто по его произведениям: в этом мюзикле песни на чьи стихи? Неужто Пушкина подправляют, дописывают? А вот и нет, лирические песни героев написаны авторами постановки. Верный режиссерский прием — и сразу от сердца отлегло. В спектакле только раз звучат стихи Александра Сергеевича, и сразу время замедляется, густеет, медью звучащие строки уносят в свой сверкающий мир: Но Берестов мечется по сцене, и на замечание Сбогара: «Это же Пушкин!» молодой влюбленный отмахивается: не до Пушкина ему, надо срочно решать вопрос с Акулиной.
Да, в спектакле есть новое действующее «лицо» — собака Алексея Берестова Сбогар. Сделано это талантливо (в остроумном исполнении артиста Сергея Матвеева) и так изящно вплетено в пушкинское повествование, что никакого протеста не вызывает. Наоборот, яркий театральный язык добавляет праздничных красок жизнерадостному произведению первой Болдинской осени.
Роль Лизы Муромской очень подходит артистке Дарине Одинцовой («Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо»), а молодого Берестова увлеченно играет Сергей Якушев. Слаженный дуэт самой красивой актерской пары Петербурга не портит и несколько смазанный финал, когда Берестов очень уж быстро завершает игру, целуя главную героиню, не давая зрителю насладиться сценой разоблачения барышни-крестьянки. Впрочем, это простительно: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку».
Еще один аншлаговый спектакль по Пушкину в этом же театре — «Пиковая дама». Тоже идет более 10 лет, и тоже билеты надо ловить заранее. Неожиданная, я бы сказала, новаторская трактовка. Никакой готической трагедии, никакого хоррора — перед нами шутка, мистический анекдот. Конечно, все мы боимся нарваться на так называемое авторское прочтение, в котором от автора мало что остается. Но тут другой случай. Перед нами как раз внимательное, бережное отношение к первоисточнику и при этом столько выдумки, столько искусства!
Но о нем вообще мало кто говорит, кроме восхищенных зрителей. Я нашла лишь ругательную рецензию по случаю премьеры, которая сегодня выглядит так нелепо. А зрители хвалят: «Интересная постановка, много юмора, безупречная игра актеров». Хотя опираться на мнение зрителей тоже надо с оговорками, слишком уж понизился общий уровень культуры. Однако что-то настоящее воспринимают все. А Пушкин — он же как солнце: актуален всегда. Особенно в нашем промозглом климате, в ужасно депрессивном ноябре .