13-летняя Анна Филипчук представит Россию на конкурсе «Детское Евровидение – 2018»
На конкурсе «Детское Евровидение — 2018», финал которого пройдет в Минске в воскресенье, 25 ноября, Россию представит 13-летняя Анна Филипчук. Юная певица выносит на суд публики и жюри песню Тараса Демчука «Непобедимы». «Детское Евровидение», которое еще лет десять назад мало кто замечал, теперь обретает все большую популярность. Так же как и артисты совсем юного возраста. Но надо ли в современной поп-музыке так рано начинать, чтобы чего-то добиться? Как себя чувствуют в шоу-бизнесе дети-артисты и что думают их близкие? Попробуем понять это, поговорив с Аней и ее мамой Алиной.
Пока нельзя с уверенностью сказать, чтобы «Детское Евровидение» выращивало больших звезд. Как, впрочем, и взрослое. Но у того в принципе другие проблемы и задачи. Если же говорить о наших детях, то несколько лет назад прогремела уроженка Подмосковья Катя Рябова, занявшая в двух конкурсах, 2009 и 2011 годов соответственно, 2-е и 4-е места. Вскоре после таких успехов Катя вышла замуж за юного коллегу-певца по имени Саша Лавер, год назад у пары родился сын Алекс. С точки зрения сказки, в которой девочки находят принца, все чудесно, но вестей о новых музыкальных победах от Екатерины давно не поступало.
Наметились, правда, некоторые «смычки» между взрослым «Евровидением» и детским. В 2006-м детский конкурс выиграли сестры Толмачевы, их же Россия отправила на взрослое «Евровидение» в 2014 году, где они заняли 7-е место. В настоящее время сестринский дуэт выпускает новые песни, но не сказать, чтобы они становились хитами.
Почему вообще одни дети-артисты, подрастая, выходят на профессиональную сцену и даже становятся звездами, другие же в лучшем случае как можно дольше пытаются продлить детство, эксплуатируя остатки былого обаяния, а третьи вообще сразу же после взлета пропадают в пучину безвестности? Факторов тут масса. Конечно, есть очевидные проблемы: у вчерашней звездочки в подростковом возрасте ломается голос, и новый, может быть, хорош, но не настолько (классический пример— итальянский мальчишка Робертино Лоретти, чей голос разливался в 60-х по всему миру). Для кого-то взрослая жизнь начинается слишком рано, из-за чего чуть ли не в детском возрасте возникают проблемы с наркотиками, алкоголем и психикой (Элизабет Тейлор, Линдси Лохан, Маколей Калкин и многие другие). С другой стороны, существует постоянный запрос публики на этих милых маленьких артистов — они же такие искренние и непосредственные! А запросы публики шоу-бизнес должен выполнять...
Некоторым действительно удается очарование детства развить в искусство и из вундеркиндов вырасти в больших — во всех смыслах — артистов. Из близких нам примеров — Пелагея. Но случаи такие, увы, редки...
Что же будет в дальнейшем с Аней Филипчук, которая сейчас, перед конкурсом в Минске, чувствует себя, по ее словам, «как спортсмен перед ответственным стартом? Предсказать невозможно! Голос, характер, внешность, умение держаться на сцене — все у девочки есть, все в достатке. И пока что ее путь наверх довольно типичен и показателен.
Аня родилась 13 лет назад в Барнауле. Уже в младенчестве, как не без юмора признается, «пела басом», а с четырех лет родители отдали ее заниматься и музыкой, и художественной гимнастикой. Зачем? Ну, так — для творчества, здоровья и общего развития. На вопрос, как она столько успевала, Аня отвечает бесхитростно: «Сама не поняла. Во вкус вошла, наверное. До школы я не очень напрягалась: три раза в неделю тренировки по полтора часа, два раза в неделю — групповой вокал, один раз — индивидуальный». С первого класса стало сложнее: добавились уроки, музыкальная школа, а тренировки по художественной гимнастике стали по три часа ежедневно. «День был расписан поминутно, — вспоминает Аня, — но, даже несмотря на строгий режим, времени не хватало. Уроки по ночам, слезы над учебниками, еда в машине — обычное дело. Лет с десяти пришлось в каникулы наверстывать то, что было упущено в учебном году.
Занятия английским, вокалом и тренировки по художественной гимнастике в летний период приносили свои плоды. К учебному году у меня был подтянут английский, отработана программа по художественной гимнастике и подготовлен репертуар для вокальных конкурсов. Результат: победы на конкурсах и соревнованиях. Я уже не могла остановиться. Азарт!»
Мама Ани Алина уточняет, каким именно путем ее дочь попала в мир профессиональной музыки: «Лет с десяти Аня стала стабильно занимать первые места на различных вокальных конкурсах. На одном из них члены жюри порекомендовали мне подать заявки в серьезные телепроекты — такие как «Детское Евровидение» и «Детская Новая волна». Жюри убедило, что в 12 лет Аня уже готова идти дальше, но если чуть помедлить, то будет поздно. «Девочки быстро растут в этом возрасте, и можно опоздать, стать «неформатом». Это подтолкнуло меня подать заявку на участие в «Детской Новой волне», где Аня дошла до полуфинала. Там мы познакомились с командой Академии Игоря Яковлевича Крутого...»
Собственно, Академия Крутого и снарядила юную артистку песней и отправила ее в Минск.
Считается, что у юных артистов нет детства. В привычном смысле — гулянья часами во дворе, походы с друзьями в кино. Его при такой загрузке действительно быть не может, но Аня, по-видимому, довольна тем шансом, что ей предоставила судьба. Она говорит, что у нее много друзей отнюдь не только среди юных артистов и вполне нормальные отношения с одноклассниками и учителями. Вообще похоже, что для нее эстрада — это тоже игра: «Я всегда хотела стоять на сцене и петь. Но не просто петь, а по-настоящему, использовать различные вокальные техники. В тот период я даже не сомневалась, что я настоящая артистка. Обожала, когда на меня смотрят, аплодируют. Часто устраивала представления для домашних. Года в два показывала на телеэкран, где пела Алла Пугачева, и кричала: «Мама, я туда хочу!» — «Куда? В Москву?» — «Нет! В телевизор!»
Тогда она, не слишком разбираясь в жанрах, любила все, что вызывает мгновенные эмоции: и детские вещи (под «Песенку мамонтенка» пускала слезу), и эстраду, и поп-музыку. Перепевала Пугачеву с Аллегровой и ABBA — то, что родители слушали. Сейчас ее вкус скорее как у современного подростка: Ариана Гранде, Sia, Imagine Dragons, Сэм Смит, Полина Гагарина. Аня замечает, что, хотя ей и интересно заниматься эстрадным вокалом, но «тянет в джазовое направление». А в перспективе, как она считает, ей надо бы самой научиться писать музыку. Что ж, устами младенца: Певцов-то нынче много, а хороших песен — куда меньше, на всех не хватает. А как показывает практика, слушают именно тех, кто поет что-то важное и искреннее. Хороший голос сам по себе — это развлечение на пять минут: важно не только как ты поешь, но и что хочешь сказать публике.
Тем более, как это ни жестоко звучит, но дети-артисты — продукт скоропортящийся, и Алина с этим доводом «частично согласна». Она добавляет, что, возможно, именно «по этой причине не решилась везти Аню в Москву раньше, хотя многие звезды — Селин Дион, Аврил Лавин и другие — начинали вокальную карьеру именно в том возрасте, в котором сейчас Аня». Пока все развивается хорошо, и родители Ани, к счастью, готовы к любому повороту событий и капризов судьбы. Отгоняют от себя эту упертую решимость на грани фанатизма: либо звезда — либо никто. «Чем заниматься в жизни — это каждый человек должен решить сам, почувствовать сердцем свое предназначение, — уверена Алина. — А талантливого ребенка нужно поддерживать, помогать ему. Хотя все равно формула успеха в любой сфере — это 10% таланта и 90% трудолюбия! Моя цель — помочь ребенку реализоваться в жизни, найти себя, раскрыть свой талант. Если она выберет музыку как профессию, я возражать не стану и поддержу ее в этом выборе...»
А пока поддержим Аню в ее нынешнем испытании. И пожелаем удачи в том, что будет после него. Как бы все ни сложилось, там, впереди, у Анны целая жизнь!