Ранее этот термин означал финансовые пирамиды, теперь - искусственный ажиотаж, созданный вокруг малозначительного события
Когда в конце года будут подводиться всевозможные итоги, филологи по обыкновению выяснят, какими новыми словами за отчетный период обогатился великий и могучий. Несколько лет назад, например, лидировало «селфи». На сей раз на пальму первенства претендует термин «хайп», буквально заполонивший все виды СМИ и особенно интернет.
Происходящий от английской аббревиатуры HYIP, когда-то он подразумевал финансовые пирамиды, заставляющие лохов вкладывать в них свои денежки ради немыслимых процентов. Ярчайший пример из отечественного опыта — МММ. Но сейчас у нас под хайпом понимают другое, а именно — искусственный ажиотаж, созданный вокруг малозначительного события и — как следствие — получение все той же прибыли. В обоих случаях иностранное HYIP в чем-то сродни исконно русскому «хапнуть».
При всей нелюбви к заимствованиям в общем-то хорошо, что это слово появилось в нашем лексиконе. Теперь-то по крайней мере мы будем знать, как определить главный творческий принцип наших федеральных телеканалов и наконец-то перестанем уподобляться ученым, которые так и не смогли придумать название для единицы измерения частоты, а потому до сих пор именуют ее Hz.
За примерами телевизионного хайпа далеко ходить не надо: он присутствует не только в подавляющем большинстве ток-шоу, но даже и в серьезных информационных программах. Из последних примеров — речь школьника Коли из Нового Уренгоя, произнесенная им в бундестаге. Не будем оценивать сказанное, это лишнее. У бедного парня и так обнаружились как множество врагов, настолько лютых, что руководство его родного города даже пообещало защиту, так и непрошеных сторонников. Просто напомним суть события. В День памяти и скорби в Германии в рамках международной программы состоялось выступление немецких и российских детей перед парламентом. На нем мальчишка поведал о судьбе солдата вермахта, который, по всей видимости, не хотел той войны. А юная фройляйн, в свою очередь, рассказала о красноармейце. Но почему-то немецкие телеканалы не сделали ее речь событием номер один (знакомая, живущая в Берлине, подтвердила). А вот сюжет про подростка из ЯНАО показали все итоговые новостные программы, о нем самом и его спиче до хрипоты спорили в нескольких выпусках ток-шоу «Время покажет» и в разных других. Этот Коля что — высокопоставленный дипломат, высказавший официальную точку зрения? Да нет, обычный школьник. И даже ляпни он глупость, событие-то все равно выеденного яйца не стоило. Но тогда почему его слова вызвали немыслимый шум?
Да потому что чувство патриотизма, якобы оскорбленное, — превосходный повод для хайпа, и в «Останкино» это прекрасно понимают. И тут самое время задать вечный вопрос про то, что первично. Это мы, такие обидчивые, ищем тайный смысл в любых, даже самых невинных словах, высказанных в наш адрес, это мы в силу нашего менталитета повсюду видим признаки заговора, а телевизионщики, зная про такое качество, используют его для создания рейтингового ажиотажа своих программ. Или же их стремление сотворить сенсацию на пустом месте эти самые комплексы и развивает?
Но в принципе хайпануть можно практически на всем. К примеру, ездит какая-то богатая дура на машине без прав, не соблюдая ПДД, — чем не повод? И вот она уже героиня прайм-тайма федерального эфира. Глядишь, завтра телеведущей в нем станет. Разве не знаем мы похожих случаев?
Но самый благодатный плацдарм для хайпа — частная жизнь знаменитостей. Вот у известного человека, уже умершего, обнаружился внебрачный сын, вдова и законнорожденная дочь покойного тому не поверили. Потом появились сведения еще об одном бастарде. Не сюжет ли для ток-шоу? Конечно, сюжет. Может, даже для двух или трех выпусков. Но не для десятка же! Пусть даже человек тот скончавшийся — любимый зрителями артист.
Или еще. Убеленный сединами мэтр бросил старую, но верную супругу и женился на молоденькой. А та оказалась, мягко говоря, не тем белокурым ангелом, за которого себя выдавала. Случился грандиозный скандал с разводом и выяснением имущественных отношений. Интересна ли эта история рядовым обывателям? Еще как! Классический треугольник с любимцем публики в качестве главного персонажа, квартирный вопрос!
Метод хайпа удобен еще и тем, что для него все средства хороши. Понятия уважения, субординации, права на тайну частной жизни в нем отсутствуют. Тут любой третьестепенный участник с какой-то грошовой информацией легко выводится на передний план.
Хайп создается искусственно и, стало быть, искусственно может и поддерживаться. Например, случалось так, что на записи шоу, посвященных тем же Мишулину и Джигарханяну, выяснялось сразу несколько пикантных подробностей. В таком случае руководители проектов принимали решение разбить отснятый материал на несколько выпусков, взяв со всех присутствующих в студии подписку о неразглашении. Если машина дает хороший результат, пусть работает себе до одури!
Но вот беда: если для одних персонажей вроде Дианы Шурыгиной беззастенчивый хайп — это путь к успеху, то для других, давно в славе не нуждающихся, людей самодостаточных — прямая дорога к личностной девальвации. Так, скажем, теперь даже в страшном Горбатом зрителю трудно будет не увидеть сладострастного старика, польстившегося на клубничку, но оказавшегося в незавидном положении.
Правда, создателей хайпов вряд ли интересует, что будет дальше. Зрелище получилось? Рейтинг есть? Так что же еще?..