Главная Работа Учеба 00:02 24 Ноября 2017 9991
Крылатые профессии: взгляд из Ульяновского института ГА и учебно-летного отряда «Аэрофлота»

Вопрос правительству: каких пилотов подготовят преподаватели, получающие зарплату дворников?

Анатолий Журин

«Оптимизация» затрат на образование оставила на голодном пайке учебные заведения гражданской авиации, где куют летные кадры. Вопрос правительству: каких пилотов подготовят преподаватели, техники и обслуживающий персонал, получающие зарплату дворников и не имеющие средств для учебных пособий, ремонта тренажеров и прочей техники? В то же время пример крупнейшего российского авиаперевозчика — «Аэрофлота» — показывает, как можно и нужно готовить высококвалифицированные кадры для отрасли.

Как стало известно редакции, Общероссийский профсоюз авиаработников (ОПАР) еще летом в письме премьеру Дмитрию Медведеву сообщал о хроническом недофинансировании учебных заведений гражданской авиации. Жизнь на голодном пайке обернулась оттоком квалифицированного кадрового состава, сотрудников инженерно-технических служб. Средств не хватает даже на питание учащихся и форменную одежду, не говоря уже о приобретении современного оборудования.

— Объявленный курс на оптимизацию учебных заведений имеет самые негативные последствия, — рассказал корреспонденту «Труда» председатель ОПАР Валерий СЕЛИТРИННИКОВ. — От качества подготовки пилотов, инженеров, диспетчеров зависит их квалификация, а следовательно, и безопасность полетов. По нашей информации, Ульяновский институт гражданской авиации на этот год профинансирован лишь на 30%. А это значит, что затраты на производственную практику, на обслуживание воздушных судов и обеспечивающие учебные полеты службы не учтены. В результате авиатехники имеют зарплату 15-20 тысяч рублей, водители спецтранспорта — 10-15 тысяч, а лаборанты и того меньше.

— Руководство учебных заведений пытается выживать за счет продажи услуг тренажерных центров и платного обучения, — продолжает мой собеседник. — На тренажерах учат пилотов и диспетчеров, которых присылают на переподготовку и обучение авиакомпании. Встречаются и частники, желающие получить навыки пилотирования. Чтобы с помощью этого контингента хотя бы отчасти залатать финансовые дыры, сотрудников тренажеров перевели на работу в круглосуточном режиме...

Но разве это правильно? Сегодня деньги на обучение ищут училища гражданской авиации, а завтра мы военных пилотов будем так учить?

В гражданской авиации также существует государственный заказ на подготовку специалистов, и он должен подкрепляться и соответствующим финансированием. Тем более когда претендентов на место по 10-15 человек. Ладно, если крупная авиакомпания оплачивает подготовку своих кадров и тем самым помогает училищу выживать. Но мелкие авиаперевозчики такого себе не могут позволить.

А между тем дело идет к тому, что оптимизация летных училищ продлится как минимум до 2020 года. Минобрнауки сообщило, что в этом году бюджетное финансирование сократилось на 12%, а относительно 2015 года — на 19,4%. На ситуацию пыталась повлиять Росавиация, с чьей подачи Минтрансом был подготовлен проект распоряжения правительства о выделении средств из Резервного фонда. Ну как же — размечтались! К казенной кубышке сейчас подпускают только проблемные банки, на спасение которых бросают сотни миллиардов. На просьбу о финансовой помощи авиационным училищам был дан лаконичный ответ: денег нет, думайте сами, как выходить из положения.

В правительстве не представляют последствий недофинансирования учебного процесса в гражданской авиации? Могла бы открыть глаза на проблему Общественная палата, которую авиаторы не раз информировали о бедственном положении. Но там вместо помощи предложили упразднить Общественный совет при Росавиации, в который входят ветераны, уважаемые и авторитетные авиаспециалисты. Если такое произойдет, не останется тех, кто подскажет правительству, в каком состоянии находится сегодня отрасль и что ей нужно, чтобы выпрямить опущенные крылья.

P.S. Для мечтающих работать в небе есть два пути: летное училище и частные школы, готовящие пилотов-любителей. У частников теоретический курс плюс 40 часов летной подготовки обойдутся в 450-500 тысяч рублей. В государственных летных училищах курсанты учатся бесплатно, после окончания получают квалификацию коммерческого пилота, которая позволяет стать командиром однодвигательного самолета. Наконец, высшая квалификация — линейный пилот, который должен иметь налет не менее 1,5 тысячи часов.

Голос

Игорь Куркин, инженер тренажерного центра, председатель профкома Ульяновского института ГА

— Мы каждый год выпускаем под 200 пилотов плюс еще диспетчеры. Серьезный контингент, который приходит на ключевые должности в гражданской авиации. Но выживает училище только благодаря внебюджетным доходам. Нам еще крупно повезло, что в свое время мы получили 30 современных тренажеров, каждый из которых дороже нового лайнера. Сегодня в Ульяновске крупнейший в стране Центр подготовки пилотов. А, скажем, в Сасовском или Краснокутском летных училищах нет возможности заработать на подготовке пилотов для частных компаний или бизнес-авиации. Как они выживают, уму непостижимо. Ведь оборудование в лучшем случае 80-х годов, поддержание технической базы в рабочем состоянии требует больших денег...

Опыт «Аэрофлота»

Шесть лет назад крупнейший российский авиаперевозчик открыл в подмосковном Мелькисарово Авиационную школу «Аэрофлота» — АША. Там совместно с летно-учебным отрядом начали готовить пилотов для пассажирских самолетов нового поколения, а также бортпроводников и инженерно-технический персонал. В то время, по оценке генерального директора «Аэрофлота» Виталия Савельева, компании в год требовалось порядка 250 пилотов, а всей российской гражданской авиации — в три с лишним раза больше. К тому же эксперты давали прогноз на рост объемов авиационных перевозок. Решить проблему своими силами было основной задачей.

Вот что рассказал корреспонденту «Труда» Александр МИРОШНИЧЕНКО, заместитель командира учебно-летного отряда «Аэрофлота», пилот-инструктор Airbas:

— Специфика подготовки летного состава в это время диктовалась ситуацией в отрасли. После спада авиаперевозок, который привел к критическому сокращению квалифицированного летного состава, в российских авиакомпаниях в нулевые годы начался рост парка воздушных судов с одновременным его обновлением. Материальная и методическая база учебных заведений к этому оказалась не готова, и недостатки процесса подготовки летного состава авиакомпаниям пришлось решать самостоятельно. С тех пор мы привыкли действовать вне зависимости от обстоятельств и даже вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Подготовка пилотов у нас на высоком уровне. «Аэрофлот» входит в глобальный альянс SkyTeam и, значит, соответствует его стандартам, а также регулярно проходит аудит IOSA (IATA Operational Safety Audit).

Эксплуатируя самолеты зарубежного производства, «Аэрофлот» накапливал опыт, инструкторский состав, методики и современную техническую базу. Одним из первых в компании появился процедурный тренажер А320, имеющий мониторы с жидкокристаллическими матрицами большой диагонали типа touchscreen. На нем курсанты осваивают процедуры, выполняемые в пилотской кабине в ходе реального полета, и готовятся к действиям в аварийной ситуации, несмотря на то что вероятность такой ситуации в реальном полете крайне мала.

От редакции добавим, что школа «Аэрофлота» начинала работу с приема выпускников Ульяновского высшего летного училища гражданской авиации. Вчерашние курсанты менее чем за год становятся действующими пилотами с перспективой карьерного роста. Лицензии летчиков соответствуют требованиям ICAO (Международная организация гражданской авиации) и, соответственно, признаются во всем мире. Школа выпускает готовых пилотов, принимая кандидатов с минимальным налетом, и это уникальный опыт. Подготовка такого количества пилотов прямо после окончания учебного заведения практически не встречается ни в других учебных центрах, ни в других компаниях. При этом качество подготовки соответствует как требованиям самой авиакомпании, так и производителей зарубежной и российской авиатехники. К слову, обучение на иностранные самолеты ведется на английском языке.

За шесть лет АША, аккредитованная в IATA и UFTAA, стала крупнейшим на территории России и СНГ учебным центром по подготовке персонала для гражданской авиации и туризма. Она входит в топ-10 лучших авторизованных учебных центров IATA в Европе. Спектр учебных программ состоит из 159 курсов, сертифицированных Росавиацией. Имеется 45 направлений обучения, лицензированных департаментом образования Москвы. В распоряжении инструкторов и курсантов — крупнейший в Европе тренажерный комплекс на все типы воздушных судов, которые эксплуатирует «Аэрофлот». В школе также обучают бортпроводников. Есть программы повышения квалификации руководителей среднего и высшего звена, программы подготовки по авиационному английскому языку по стандартам ИКАО.

 

Учительница русского языка из подмосковных Химок поплатилась за свое чувство юмора

Артем Скворцов
Труд
Kадры видео из Telegram-канала Mash

Чувство юмора ценится не всеми, не везде и не всегда. Эту истину может усвоить на собственном опыте учительница русского языка из подмосковных Химок. Там случился форменный скандал, грозящий педагогу оргвыводами....

Учеба 00:02 / 18 Октября 2024 6086
Погружение в профессию

«Роснефть» создала эффективную систему подготовки кадров для своих предприятий

Антон Захаров
Труд
Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

Участие работодателей в образовательном процессе крайне важно для подготовки качественных специалистов. Чтобы программы обучения соответствовали реальным потребностям экономики, российский бизнес включается в подготовку кадров на самых...

Также зампред Совбеза подчеркнул, что нужно полностью исключить пребывание в стране иностранцев, представляющих угрозу безопасности 

Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Российским школам пора заканчивать принимать на обучение детей мигрантов, не знающих русского языка: из-за этого страдает общий уровень образования. Об этом в четверг, 31 октября заявил заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий...

Профильный комитет нижней палаты парламента отклонил соответствующий законопроект

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Депутаты Государственной думы отклонили законопроект, предлагавший отменить обязательную сдачу Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и предоставить выпускникам школ право выбора между ЕГЭ и традиционными выпускными экзаменами. Как сообщает...

Соответствующее предложение на заседании Совета по поддержке русского и других языков народов РФ поддержал Владимир Путин 

Фото: © Bulkin Sergey, globallookpress.com

Министерство просвещения РФ планирует разработать государственные учебники по русскому языку и родным языкам народов РФ, как и по всем обязательным школьным предметам. Об этом во вторник, 5 ноября сообщают «Ведомости» со ссылкой...

По словам президента, при этом нужно учитывать реальные потребности при трудоустройстве

Фото: Наталия Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин предложил закрепить уровни владения русским языком для мигрантов с учетом реальных потребностей при трудоустройстве. Об этом сообщает «Интерфакс». «Общие правила в части знания русского языка...

Госдума рассмотрит законопроект о запрете приема в школы детей мигрантов, которые не говорят по-русски

Гузель Агишева
Труд
Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

20 ноября в Госдуме будет рассмотрен странный (так это будем называть) законопроект: не брать в школы детей мигрантов, которые не говорят по-русски. Решила почитать, что же думают о нем педагоги и директора...

Председатель Госдумы предложил парламентским комитетам подумать об этом

Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин предложил парламентским комитетам обсудить вопрос целесообразности сдачи Обязательного государственного экзамена (ОГЭ) после девятого класса, если школьник собрался поступать в колледж или техникум. «Зачем...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?