По мнению большинства специалистов, важна не строгость наказания, а его неотвратимость
Экспертное сообщество и депутаты Госдумы неоднозначно оценили новую идею Дмитрия Медведева об увеличении штрафа для пьяных водителей за превышение скорости и выезд на красный сигнал светофора.
Некоторые члены парламента, в том числе от правящей партии, сочли это чрезмерным. В оппозиции считают, что надо бороться за соблюдение закона на дорогах.
Вчера, 23 ноября, в видеоблоге премьер-министра Дмитрия Медведева появилась запись, на которой он критикует сложившуюся ситуацию на российских дорогах. В качестве контрмер он предложил повысить штрафы за пьяное вождение до 500 тысяч рублей в Москве и Санкт-Петербурге и 250 тысяч рублей в остальных регионах.
«Для сотрудников МВД это будет весьма интересный бизнес»
Вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский считает увеличение штрафов неэффективным шагом. Эксперт полагает, что это только подстегнет коррупцию.
В то же время в руководстве думского комитета по безопасности уверены, что предложенная главой правительства мера все-таки заставит водителей не садиться за руль пьяными.
Депутат Госдумы от «Единой России» Владимир Бурматов заявил сегодня, что с осторожностью относится к любым инициативам по повышению штрафов, так как они должны быть обоснованы и иметь профилактический эффект.
Депутат подчеркнул, что не представляет, как среднестатистический владелец транспорта в Москве или Санкт-Петербурге может выплатить этот штраф.
По мнению Бурматова одним из результатов таких последствий станет резкий рост уровня коррупции среди сотрудников ГИБДД. «Поборы сотрудников ГИБДД могут вырасти в разы. Для них это будет весьма интересный бизнес», — добавил В. Бурматов.
Управляющий партнер юридического бюро «Аксенов и партнеры» Игорь Кельмен считает, что значительное увеличение размера штрафа за нарушение в состоянии алкогольного опьянения ПДД неэффективно в условиях коррупции в органах внутренних дел. «Произойдет увеличение размера взятки за такого рода нарушения, ситуацию на дорогах это не улучшит», - заметил эксперт.
Он напомнил, что норма об уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения уже в нашей стране была, однако в 1992 году ее убрали из-за неэффективности, в том числе, из-за злоупотреблений в среде госавтоинспекции.
Руководитель группы юристов компании «Автоадвокат» Ольга Ивицкая также считает предложение премьер-министра малоэффективным. «Введение таких штрафов вызовет лишь увеличение коррупции в органах ГИБДД, никакого эффекта в плане улучшения ситуации на дорогах эта мера не даст», - отметила она.
По какому принципу определяется размер штрафа?
Многим экспертам непонятен механизм определения размера штрафа. Юрист О.Ивицкая считает, в случае появления этой нормы необходимо сделать дифференциацию размера штрафа. Она считает, что оплата огромного штрафа не скажется на благосостоянии самых богатых слоев общества, а большинство населения страны не сможет оплатить такие суммы.
Говоря о разнице в размере штрафа для Москвы и Санкт-Петербурга и регионов, которые были озвучены главой правительства, эксперт рекомендовала обратиться к Конституции РФ, в которой написано о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства.
По ее мнению, разница в размере уплачиваемого штрафа в зависимости от региона проживания вызовет неудовольствие у граждан и юридического сообщества, заставив обжаловать такое неконституционное положение в судах.
Координатор общества «Синие ведерки» (ОСВ) Петр Шкуматов считает, что работает не строгость наказания за нарушения на дороге, а его неотвратимость. По словам координатора, санкциям подвергается только одно из двухсот нарушений ПДД, так что даже существенное увеличение размера штрафа ситуацию на дорогах не исправит.
Кроме того, координатор «ведерок» считает важным внесение изменений в административное законодательство в части четкой градации, разделения понятий о легкой, средней и тяжелой степени опьянения.
Такие меры, по мнению эксперта, будут эффективны, когда будет отменен так называемый «сухой закон» для водителей с возвращением минимально допустимой нормы содержания алкоголя в крови в 0,3 промилле.