ЗАБОЛЕЛИ ТУМАНОМ

Долгие, растянувшиеся почти на месяц гастроли своего театра в Москве Лев Додин спланировал так, чтобы окончить их заранее припасенным сюрпризом. Если раньше Малый драматический театр показывал москвичам спектакли, уже обкатанные на питерской публике, то в этот раз рискнул выйти к зрителю с премьерой.

По правде говоря, риск был не так уж велик, поскольку спектакль Льва Додина по пьесе Юджина О'Нила "Долгое путешествие в ночь" рассчитан на четверых актеров-виртуозов. Буквально за несколько дней до этой премьеры додинцы показали свою старую постановку "Молли Суини", в которой заняты трое: Татьяна Шестакова, Петр Семак, Сергей Курышев. "Долгое путешествие в ночь" показалось публике продолжением того спектакля, но только на сей раз к блистательной тройке примкнул не менее сильный актер Игорь Иванов. Если "Молли Суини" можно было назвать историей одной болезни (в ней рассказывалось о слепой женщине, которая благодаря операции вернула себе зрение, но потеряла рассудок), то "Долгое путешествие в ночь" - история сразу о четырех болезнях. Каждый из членов этой семьи стал бы образцовым пациентом наркологического диспансера: мать - настоящая морфинистка, отец и двое великовозрастных сыновей находят спасение в алкоголе. Но можно сказать и по-другому: болезнь у всех персонажей этой пьесы общая - жизнь. Алкоголь и наркотики - лишь лекарства, дающие забвение на краткий миг.
Антракт в этом спектакле оказывается не просто промежутком между двумя действиями, а чем-то вроде черты между здоровьем и болезнью. Первый акт - всеобщая трезвость, второй - всеобщее наркотическое опьянение. Первый акт - анамнез, второй - клинические симптомы болезни, показанной зрителю строго и беспощадно. В пьесе О'Нила несколько раз упоминается туман, окутавший дом Тайронов. Признав свое поражение в борьбе с жизнью, именно в этом наркотическом тумане и прячется каждый из членов несчастного семейства. Впрочем, Лев Додин никакого пошлого романтического дымка на сцену не подпускает, да и вообще спектакль решен с минимумом внешних эффектов. В первом, очень напряженном действии актеры говорят преувеличенно приглушенными голосами, словно боясь выплеснуть друг на друга всю свою боль. О том, что героиней Татьяны Шестаковой владеет преднаркотическое беспокойство, говорят только ее руки, которые она бесконечно потирает. В Москве премьерный спектакль прошел непросто, напоминая квартет супертехничных виртуозов. Но зная, что додинские постановки имеют свойство со временем наливаться силой, можно предположить, что вскоре эта актерская техничность перейдет в иное качество и спектакль обретет подлинную плоть и кровь.