- Прежде всего о тексте, на который так болезненно отреагировал г-н Родионов. Он прочел его в одной газете, которая изложила мое выступление на брифинге по поводу выставки "Соц-арт". Должен сказать, что за 3 с половиной года министерской работы я не могу припомнить случая, чтобы эта газета точно процитировала мои слова. Поэтому как первоисточник такой материал, безусловно, не может быть использован. Надо смотреть, в каком именно контексте было употреблено, скажем, слово "коррупция". Возможно не только узкое, но и расширительное его толкование. Полная запись той встречи существует, и теперь уже дело юристов проанализировать ее и дать квалификацию каждому моему слову.
Насколько я понял, в исковом заявлении Валентин Алексеевич требует, чтобы я публично объяснился с ним, проведя пресс-конференцию. Ну так для этого не надо было в суд ходить - я тоже считаю, что проблемы той выставки далеко не сняты и требуют публичного обсуждения. Всегда готов вновь объяснить свою позицию. Думаю, что прийти на такую встречу было бы полезно и самому Валентину Алексеевичу. Правда, ему, может быть, сложнее дискутировать на художественные темы: он крепкий администратор, прошедший школу ЦК КПСС, где служил инструктором. Но не профессиональный искусствовед, отчего вынужден в своих суждениях опираться на чужие разъяснения. А я-то как раз всю, можно сказать, сознательную жизнь специализируюсь на вопросах авангардного искусства. И, смею надеяться, достаточно четко могу отделить то несомненно ценное, что было в замысле этой выставки, от политической спекуляции и провокации, не выдерживающей критики ни в художественном плане, ни в моральном.
- Мне довелось общаться с некоторыми руководителями Третьяковской галереи, и в неформальной обстановке они признавали, что все эти порностатуэтки Тимошенко, Ющенко, Януковича, окажись они в Париже, вызвали бы международный скандал, и хорошо, что их туда не послали...
- Безусловно, на следующий же день последовала бы нота министерства иностранных дел Украины. А там еще и Кондолиза Райс, и другие известные персонажи представлены. То есть мы бы сегодня имели целый букет международных исков, связанных с тем, что российская государственная галерея спровоцировала политический скандал, выставив в оскорбительном виде ряд известных мировых фигур. Поэтому я и сказал тогда: хотите выставляться - пожалуйста, но через частные галереи, с них спрос совершенно другой.
Вообще, должен сказать, выставка с профессиональной стороны подготовлена недостаточно тщательно. Ведь соц-арт, если можно так выразиться, - контекстное искусство. Очень важно осознавать, в какой обстановке оно было рождено, против чего направлено, какими глазами на него смотрели современники. Это и многим россиянам-то нынче не всегда понятно, а уж тем более французам. Для них все эти эротические картинки - не более чем забавный гротеск.
- Одна "третьяковская" начальница не без гордости сказала: "Да при чем здесь Соколов! Это мы сами решили не посылать в Париж 17 наиболее провокационных вещей, когда поняли, что они порочат прежде всего Третьяковскую галерею..."
- Тут есть некоторое лукавство. Потому что я узнал о назревающем скандале, когда все вещи, включая те 17, уже были на таможне. Со всеми подписями и печатями, необходимыми для отправки. Ко мне пришел глава Россвязьохранкультуры Борис Антонович Боярсков и с возмущением показал цветные снимки этих произведений. Я полностью разделил его чувства и понял, что нужно спешно вмешиваться. Но министр культуры, строго говоря, не имеет полномочий регулировать выставочную деятельность. Однако имеет право давать ей оценку. Это я и сделал. Позвонил Родионову, провел встречу в Доме журналистов. И очень рад, что в качестве реакции на мои слова и Роскультура, и та же Третьяковская галерея вернулись к этому вопросу. Ничуть не жалею об избранной мною резкой форме высказывания: если бы не она, выставка уехала бы в Париж в самом одиозном виде и привела бы к тем последствиям, о которых мы с вами говорили.
- Родионов на позавчерашней пресс-конференции поклялся, что его нынешний демарш против вас не политический заказ, поскольку сам он-де человек беспартийный. Тем не менее пресса делает далеко идущие выводы из участившейся критики в ваш адрес. Дескать, не дан ли приказ на "отстрел" Соколова...
- Должен уточнить, что я тоже человек беспартийный. Поэтому не думаю, что какая-либо из партий решила вести против меня борьбу. А уж как это интерпретируют журналисты - их дело. Я не партийный функционер, а человек, который использует любую трибуну для того, чтобы защитить позиции культуры. Например, недавно участвовал во встрече с творческой интеллигенцией в театре Петра Фоменко, в Московской консерватории, куда приходил с Юрием Михайловичем Лужковым, и мы решали важнейшие вопросы развития нашего знаменитого вуза.
- Но столичными театрами и вузами культура не исчерпывается. На днях один из руководителей "Единой России" Андрей Воробьев бросил вам упрек: на культуру в бюджете выделяется меньше 1,5 процента, а министр не борется за ее интересы, по регионам не ездит...
- И ездит, и борется... Здесь надо четко понимать, где заканчиваются полномочия отраслевого министерства. Мы разрабатываем проекты и программы. Очень непросто согласовываем цифры затрат на них с Минфином. А дальше вносим их в Госдуму и, как правило, лишаемся возможности не только влиять на их обсуждение, но даже просто комментировать их уважаемым депутатам, поскольку на большинстве заседаний не присутствуем. В этих условиях я очень рассчитывал на понимание со стороны думских фракций и прежде всего самой влиятельной из них, представляющей "Единую Россию". Эта поддержка была крайне важна при утверждении федеральной целевой программы "Культура России" на 2006 - 2010 годы, 3-летнего бюджета. И как раз те люди, которые нынче сокрушаются по поводу цифры 1,5 процента, могли бы повлиять на ее изменение в большую сторону. К сожалению, в перспективном финансировании наблюдается как раз обратное. Если в 2008 году нам удалось достичь 18-процентной прибавки к нынешнему бюджету культуры, то на 2009 год почему-то запланирована существенно меньшая сумма. А в 2010-м она впервые за много лет упадет ниже 1 процента. И причастны к этому падению как раз нынешние думцы - партийные соратники г-на Воробьева. Так что к его критике я отношусь как к обычной предвыборной риторике.
- А как относитесь к его горестным впечатлениям от посещения одной чахлой сельской библиотеки на Ставрополье?
- Напрасно Андрей Юрьевич думает, что он первым обратил внимание на проблемы сельских библиотек. Отошлю его к своей большой статье, вышедшей две недели назад в "Российской газете", а еще ранее - к выступлению на правительстве, как раз посвященному библиотечному делу. В частности, я там рассказывал о новом явлении - модельной библиотеке. Такая форма культурной работы действенна в самых отдаленных селах, не имеющих доступа к современным техническим ресурсам. Но, конечно, необходимо финансирование, причем по двум направлениям - закупке книжного фонда и техническому обеспечению. И вот парадокс: Минфин пошел нам навстречу в деле приобретения книг, но отказал в техническом оборудовании. Тогда как без электроники, без цифровой передачи информации нынешняя библиотека немыслима.
- Как часто удается выбираться по делам в провинцию?
- Минимум раз в месяц. Постоянно заключаем договоры о двустороннем сотрудничестве с регионами - Вологодской, Пензенской областями, Саха (Якутией), Ханты-Мансийским автономным округом... Ездили в Чебоксары на встречу министров культуры всех регионов России. По ее итогам заключили очень нужное соглашение о сотрудничестве с Минсельхозом, вместе с которым будем осуществлять культурную часть федеральной целевой программы "Социальное развитие села" до 2015 года. А еще заказали Нижегородскому автомобильному заводу примерно тысячу библиобусов.
- Это что такое?
- Это машина, которая и книги в село доставит, и позволит его жителям в интернет войти... Считаем это нашим ноу-хау. Такой автомобиль стоит от полутора до трех миллионов рублей, но селу платить не придется, это возьмет на себя федеральный центр. Конечно, тысяча - это только первая партия, просто у завода сейчас ограниченные возможности, а в принципе таких машин потребуется в десятки раз больше, деньги на них есть. Заодно заводу поможем ожить. Да и машины по ухабам далеко не уедут. Словом, если перефразировать классика: от подъема культуры не только дураков в стране убудет, но и дорог прибудет...