Пост-пикет ДПС на Калужском шоссе у въезда в столицу - один из многих. Такие же перекрывают каждое ведущее в Москву шоссе.
- Мы досматриваем почти все грузовики, - говорит старший смены, майор милиции Александр Кондаков. - Ведь часто бывает, что по документам у дальнобойщика в фуре арбузы, а под ними обнаруживаются, например, ящики с левой водкой.
Александр вышел на дорогу и махнул очередному грузовику полосатым жезлом. Тот послушно замер у обочины. "Добрый день, майор Кондаков. Права на машину, путевой лист и документы на груз, пожалуйста". Водитель привычно протягивает папку бумаг. Тщательно их изучив, майор просит открыть прицеп.
- Говорят, разрабатывается устройство, чтобы просвечивать рентгеном фуру насквозь, но пока приходится работать по старинке, - вздыхает Кондаков, направляясь к раскрытому кузову. - Проверяем груз детекторами металла. Иногда привлекаем специально обученную собаку.
Сеттер по кличке Ковбой с трудом запрыгнул в кузов грузовика. И тут же начинает обнюхивать коробки со светильниками. Если собака учует наркотики или взрывчатку выше своей головы, сядет, если ниже - ляжет. В этот раз не случилось ни того, ни другого. Водитель отправляется дальше.
- Если мы кого-то ловим, то чаще всего без помощи кинологов, - делится профессиональной тайной Кондаков. - Тут психология важна. Если водитель нервничает, отводит глаза, если есть несоответствия в сопроводительных документах на груз, мы вызываем двух понятых, составляем акт и разгружаем машину. Попался - тут уж не отвертится.
Именно таким образом Александр Кондаков задержал крупную партию контрабанды. Заметил наколки на руках водителя грузовика. "Живопись" свидетельствовала о тюремных университетах шофера. Да и суетился он изрядно. В результате выяснилось, что фура под завязку набита презервативами с истекшим сроком годности. Плюс липовые документы...
И таких на Калужском посту ловят через день.
- Конечно, испорченные товары - не гексоген, - говорит командир роты Тимур Ахметзянов. - Самая серьезная контрабанда - взрывчатка и наркотики. Как правило, тех, кто перевозит такой товар, выявить можно только по предварительной оперативной наводке. Сейчас пока таких ориентировок у нас нет. Поэтому не ждите, что сегодня мы на "заказ" задержим трейлер с героином. "Вдруг" такое не случается.
Дежурные сейчас обыскивают грузовики с чувством патриотической гордости. Еще несколько лет назад почти все товары были иностранного производства. Бытовая техника европейская или прибалтийская, одежда из Вьетнама и Китая. Даже овощи-фрукты сплошь турецкие. Теперь же все больше везут товары российского производства. "Похоже, промышленность и сельское хозяйство заработали", - в один голос уверяют офицеры и сержанты.
- По сезону и завоз разный, - рассказывает Кондаков. - Осенью и весной много молочных продуктов, зимой - мясо, летом грузовики набиты фруктами и стройматериалами. А сейчас начинается наплыв детских игрушек и елочных украшений. С такой фурой хлопот не оберешься: тронул коробку неаккуратно - содержимое вдребезги.
По словам работников ГАИ, по Минскому шоссе везут в основном товары с сухопутной таможни. По Ленинградке - поступающие в страну через порты на Балтийском море. По южным дорогам - овощи, фрукты, мясо. По Ярославке - строительные и промышленные товары из глубинки. Но при этом добрая половина водителей грузовиков - кавказцы в возрасте от 18 до 35 лет.
- Между прочим, находим у дальнобойщиков оружие - чаще всего короткоствольные пистолеты, - утверждает Кондаков. - А вообще больше проблем с водителями легковушек. Тут недалеко торговый центр "Ашан", и нарушители правил часто по нашему требованию не тормозят, а ныряют туда на постоянно переполненную автостоянку. И ищи потом иголку в стоге сена.