19-летний Ефим Ращупкин летел рейсом N 778 Москва-Иркутск домой к родителям. Его папа - Александр Борисович Ращупкин в тот день встречал сына в аэропорту.
- У чиновников никак не хватает смелости признаться, что были допущены технические ошибки, которые вовремя не устранили, - рассказал "Труду" до сих пор безутешный отец. - Конечно, проще свалить все на пресловутый "человеческий фактор". Я видел эту катастрофу собственными глазами: почти десять минут горящий самолет стоял в одиночестве. Сработал только один аварийный трап. Приехавшие пожарные тушили полыхавший огнем лайнер одним шлангом. А нам в итоге выдают заключение, мол, пилот на что-то там не то нажал... Стыдно! Правда, говорят, что это не окончательное решение. Следствие еще продолжается. Всем пострадавшим и родственникам погибших должны разослать официальную бумагу с выводами комиссии о причинах трагедии. Но думаю, версия уже не изменится.
Еще один злободневный вопрос - проблема с выплатой компенсаций пострадавшим в авиакатастрофе. По официальной информации Министерства транспорта РФ, погибли 125 и пострадали 78 человек из 203 пассажиров и членов экипажа аэробуса. В соответствии с распоряжением правительства из федерального бюджета выделено в качестве компенсации по 100 тысяч рублей на каждого погибшего и по 50 000 - на каждого пострадавшего. Кроме того, решения о выплате материальных пособий приняли и руководители регионов, чью прописку имели летевшие злополучным рейсом N 778 люди.
Однако уникальность иркутской трагедии в том, что впервые на территории России потерпел катастрофу наш лайнер иностранного производства. Поэтому появился реальный шанс через международные суды потребовать компенсации пострадавшим от производителей самого самолета и отдельных его агрегатов, сбой в работе которых и привел к катастрофе. В этом случае суммы выплат могли бы достичь сотен тысяч и миллионов долларов.
Защитой интересов летевших злополучным рейсом и семей погибших занимается американская адвокатская контора "Спайзер Краузе". Ее представитель в Иркутске адвокат Роман Буянов сообщил "Труду", что новые данные в расследовании причин авиакатастрофы не повлияют на суть обвинений, предъявленных владельцам самолета. В конкретном случае это авиакомпания "Сибирь", которая эксплуатировала сгоревший аэробус, и компания "Эрбас-Лизинг", сдавшая A-310 в аренду.
- Еще до получения официальных выводов комиссии мы предполагали, что виновными будут признаны все-таки летчики, - заявил "Труду" Буянов. - Обратите внимание: во время последнего телевизионного общения с россиянами президент Владимир Путин объявил, что сгоревший в Иркутске самолет был технически исправен. Поэтому, когда в конце октября мы подали иск в суд Южного округа Нью-Йорка от имени 160 семей погибших и пострадавших в аварии, то указали сразу две возможные причины трагедии - техническую неисправность самолета и ошибку пилота. Юристы попытаются доказать, что авиакатастрофа произошла по вине летчиков, не обладавших достаточной квалификацией для работы на самолетах типа А-310. А отвечать за случившееся должна авиакомпания, разрешившая им тем не менее управлять самолетом.
- То, что иск будет рассматриваться в американском суде, стало возможным благодаря наличию договора аренды между "Сибирью" и лизинговой компанией, - продолжил Роман Буянов. - За рубежом у потерпевших есть шанс получить большую компенсацию, чем в России. До сих пор в нашей стране максимальный размер выплаты, которой удалось добиться через суд, составлял лишь 600 тысяч рублей. В случае с иркутской катастрофой разговор может идти об общей компенсационной сумме от 50 до 100 миллионов долларов.