Вот сюжет - совершенно немыслимый для человека, далекого от Церкви. В один день, 29 ноября,
Вот сюжет - совершенно немыслимый для человека, далекого от Церкви. В один день, 29 ноября, празднуется память двух Матфеев, один из которых страшными пытками замучил другого до смерти. Именно такая история случилась с автором первого Евангелия апостолом Матфеем и эфиопским князем Фулвианом, взявшим при крещении имя Матфей.
Евангелист прибыл в Эфиопию с христианской проповедью и поначалу имел большой успех. Однако потом отношение к миссионеру со стороны Фулвиана резко изменилось. Он приказал арестовать проповедника и пытать его. Апостола Матфея распяли, обложили хворостом, облили смолой, серой и подожгли. Но и в этом отчаянном положении апостол сохранял твердость духа, продолжал молиться и даже творить чудеса. Это сильно подействовало на Фулвиана, он приказал прекратить пытки, но апостол уже скончался.
После этого Фулвиан уверовал в Христа, крестился, взяв имя евангелиста Матфея, и начал новую жизнь. Он отказался от власти, стал проповедовать христианство, был поставлен священником, а потом и епископом в городе Мирмены.
Выдающимся миссионером-проповедником был и святой Григорий, епископ Неокесарийский, которого вспоминает Церковь на следующий день, 30 ноября. Перед своей кончиной, в 270 году, он поинтересовался, сколько в Неокессарии неверующих? Ему сообщили, что таковых осталось всего семнадцать человек. "Слава Богу! - сказал епископ. - Когда я пришел в этот город, в нем было только семнадцать христиан".
А 2 декабря - день памяти человека, который был настолько значим для жизни нашей страны, что первую половину XIX века в досоветские времена называли эпохой Филарета. Речь о митрополите Московском Филарете Дроздове (1783 - 1867).
Он был замечательным ученым, музыкантом, поэтом, но самое главное - проповедником и богословом. Духовное наследие святителя Филарета огромно и актуально. По его книгам учатся и сегодня. Он был переводчиком Библии на русский язык. Ни одно государственное событие в России на протяжении нескольких десятилетий не проходило без его деятельного участия.
Удивительная страница жизни святого - его взаимоотношения с Пушкиным. Они обменивались замечательными стихами. Это было не творческим соревнованием, а религиозно-философским диспутом, хотя и литературный уровень стихов митрополита Пушкин оценивал высоко. Эта переписка стала для поэта важнейшим этапом его духовной жизни. Он сам писал об этом святителю Филарету так:
И ныне с высоты духовной/ Мне руку простираешь ты,/ И силой кроткой и любовной/ Смиряешь буйные мечты.