- Андрей Алексеевич, расскажите об истории возникновения ОАО "Тензор", об основных направлениях его деятельности.
- "Тензор" относится к числу передовых приборостроительных заводов, которые сохранились в системе Федерального агентства по атомной энергии. Его коллектив составляют специалисты высокого уровня. Им интересно работать вместе. Многие из них трудятся на нашем предприятии с начала семидесятых годов, когда оно только начало создаваться. Производственные мощности "Тензора" размещены в подмосковной Дубне. Завод начал давать свою продукцию в 1978 году.
Примерно в середине девяностых годов произошла приватизация "Тензора". К ней приступили в трудное для завода время, когда из-за отсутствия государственного заказа он практически простаивал. Предстояло превратить "Тензор" в рентабельное, приносящее прибыль предприятие.
Были выбраны три основных направления деятельности. Первое - это системы охранной сигнализации, используемой для контроля за доступом и охраной периметров на спецобъектах.
В 1994 году ОАО "Тензор" наладил выпуск комплексной системы физической защиты СОС-1, инженерного заграждения ИЗП-2.За время, что мы производим эти системы, ими были оборудованы 56 ответственных объектов с суммарным периметром более 180 километров. Чтобы читателю понятнее объяснить технические названия, скажу, что в условиях возрастания угрозы со стороны международного терроризма подобные системы все чаще устанавливаются в аэропортах, на других важных транспортных объектах. Одна из них, например, появилась в аэропорту Моздока. Системами контроля и охраны с маркой "Тензор" оснащаются газораспределительные станции, склады вооружений и включают элементы видеонаблюдения с распознаванием образов.
- Хотелось бы узнать об этом несколько подробнее, насколько это возможно.
- Речь идет вот о чем: если разыскивается какой-то человек, то в базу данных можно ввести его изображение. Наша система обнаружит и выделит его, даже если мужчина замаскирован и одет под женщину или, наоборот, если женщина хочет выдать себя за мужчину.
- Что еще выпускает "Тензор"?
- Второе направление - это системы контроля и управления пожарной защиты. Они позволяют обеспечить локальный и центральный контроль пожарной обстановки и состояния противопожарного оборудования. Нашими системами СКУ ПЗ были оснащены в общей сложности восемь энергоблоков Волгодонской, Калининской, Курской, а также строящейся в Китае Тяньваньской АЭС. Для рассосредоточенных на большой территории объектов с удалением до 10 километров завод поставляет систему противопожарной защиты АСПЗ-05Ф.
И, наконец, третье традиционное направление нашей работы - создание систем контроля и управления технологическими процессами, в частности, внутриреакторного контроля на АЭС. Выпуском этих систем завод занимается с самого первого дня его создания. Ими оборудованы четырнадцать энергоблоков атомных станций в России и за рубежом.
- И этим ваша деятельность исчерпывается?
- Разумеется, нет. Без совершенствования производства, появления новых разработок просто невозможно удержаться на рынке. Для внедрения новейших технических достижений у нас создано специализированное конструкторское бюро. Однако мало создать продукт. Его еще надо суметь продвинуть на рынок. Поэтому мы создали производственно-инвестиционный маркетинговый центр.
ОАО "Тензор" предоставляет своим клиентам комплекс услуг, который включает предпроектное обследование, проектирование изделия, его изготовление, поставку и монтаж. Такой подход устраивает всех заказчиков. У нас, можно сказать, действует система "одного окна", когда заказчик за всеми услугами обращается по одному адресу.
- Что бы вам хотелось улучшить в работе "Тензора"?
- Объем выпускаемой товарной продукции напрямую зависит от того, как широко наши изделия включаются проектными институтами в составляемые типовые проекты, например, тех же АЭС. Речь идет о признании рынком наших изделий.
- И все же, что, на ваш взгляд, следует сделать для обеспечения национальной безопасности?
- Сейчас много говорится о необходимости удвоения ВВП. Но ведь основной "национальный продукт" нашей страны - это ее граждане. Поэтому почему бы не задуматься и над тем, как нам, к примеру, удвоить население страны. Это позволило бы осваивать отдаленные территории, решать крупные хозяйственные задачи. И, конечно же, надо повышать качество этого "продукта" - улучшать систему образования, воспитания, совершенствовать медицинское обслуживание.
Для обеспечения безопасности нас должно быть много, мы должны хорошо жить. Такие понятия как достоинство, честь, благородство, порядочность, должны стать неотъемлемыми свойствами каждого россиянина. Преобразуя общество, мы тем самым снижаем угрозу терроризма, обеспечиваем безопасность России и ее процветание.
Возникает вопрос: как этого добиться? Надо ставить на первое место задачу создания достойных условий жизни наших сограждан. Ведь человеку хочется всего и сразу. Молодой семье нужна отдельная квартира с первых дней ее образования. Зачем ей смутные перспективы получения хорошего жилья с изолированной спальной, когда основная часть жизни уже позади.
На наш взгляд, можно и нужно разработать и предложить необходимый социальный пакет для сотрудников ключевых систем и служб, обеспечивающих безопасность в России. Этот пакет должен включать достойную оплату труда, квартиру, автомобиль и т. п. на основе развитой системы кредитования под государственную гарантию. Если мы создадим условия, при которых человек потеряет мотивацию брать взятки, поскольку он может лишиться всего социального пакета, то это будет дополнительным материальным и моральным стимулом для обеспечения безопасной жизни.
У многих людей еще с советских времен сохранилось убеждение, что их постоянное место работы не обеспечивает ни им, ни их семьям необходимого благосостояния. Поэтому многие пытаются, используя свою должность, получить дополнительный доход. В результате рабочее место превращается в источник незаконных заработков в ущерб основной работе.
Следует стремиться к тому, чтобы человек дорожил своей работой. Если он приходит, к примеру, на работу в милицию, то должен чувствовать, что принадлежит к уважаемому сословию, призванному охранять государство и его граждан. Государство же, в свою очередь, должно поддерживать таких людей, предоставлять им ведомственное жилье, обеспечивать такой уровень оплаты труда, чтобы они могли достойно содержать свои семьи и дать всестороннее образование своим детям. Если сотрудники силовых структур чувствуют защиту государства и испытывают гордость за свою профессию, то к ним возрастает доверие со стороны населения страны.
Словом, для ослабления угрозы терроризма необходимо не только создание совершенных технических систем безопасности, но в первую очередь преобразование общества, воспитание людей.
- Расскажите немного о себе.
- Я окончил Московский инженерно-физический институт по специальности "физика твердого тела". В 1984 году защитил кандидатскую диссертацию. Работал научным сотрудником НИИ ядерной физики МГУ им. Ломоносова, а также в физической лаборатории II Института Эрстеда Копенгагенского университета в Дании. В апреле 1995 года был избран членом Совета директоров ОАО "Приборный завод "Тензор". В апреле 1998 года стал председателем Совета директоров.
- Как в целом вы оцениваете состояние ядерной энергетики в нашей стране?
- Могу со всей уверенностью сказать, что предприятия ядерной энергетики в России находятся на высоком техническом уровне и способны конкурировать, в том числе и в сфере обеспечения их безопасности, с аналогичными объектами в США, Франции и других западных государствах. Хотя, конечно же, для обеспечения охраны таких объектов нужны колоссальные средства, которые требуются и для замены уже установленных, но морально устаревших систем. ОАО "Тензор" участвует в ядерных энергетических проектах как вспомогательная компания. Для нас крайне важно работать на основе кооперации с проектными организациями.
Я физик по образованию, а не хозяйственник, не экономист и не управленец. Однако занимаемая должность обязывает быть в курсе того, как проблемы управления решаются в других компаниях, в том числе действующих в иных отраслях экономики. Я не сторонник прорывов. Трезво оцениваю ситуацию, в том числе и в ядерной энергетике. Считаю, что в нынешних условиях не стоит поворачивать реку, а надо укреплять берега. Нужно работать системно и методично, изучать и использовать отечественный, а также зарубежный опыт. Я всегда помню, чему меня учили в МИФИ: половина успеха в решении задачи состоит в правильной постановке самой задачи.
- А как вы относитесь к подбору управленческих кадров?
- Подбор означает выбор. Но чтобы выбрать высококлассных специалистов, у нас должна быть разработана и реализована целевая федеральная программа типа "Новое поколение России". Я считаю, что на ее выполнении необходимо сконцентрировать колоссальные ресурсы, как в свое время для реализации атомного проекта.
Мне думается, что СССР развалился из-за огромного разрыва между словом и делом. Еще одна причина распада в том, что система передачи власти в Советском Союзе не способствовала выдвижению на ключевые посты людей, которые по своим деловым и интеллектуальным качествам соответствовали бы занимаемым высоким должностям. Человеку лучше развиваться в передовой социально-политической системе. Это как в спорте, когда постоянно играешь с более сильным противником и постепенно повышаешь свой уровень. Так и существующие общественные условия подтягивают к своему уровню граждан, в том числе и руководителей. Пока что у нас не создана эффективная система отбора управленческих кадров. К управлению страной надо привлекать наиболее образованных, профессионально подготовленных патриотов России.