ПОСАДИТЬ ВСЕХ НА СЧЕТЧИК

Среди своих коллег - директоров ДЕЗов и управляющих соответствующих компаний Татьяна Георгиевна - "белая ворона". Большинство "управдомов" бьются за то, чтобы жильцы вовремя и в полном объеме оплачивали коммунальные услуги и квартплату, а Подберецкая уже не первый год старается сделать все, чтобы квартиросъемщики и собственники жилья в районе "Преображенское" Восточного округа столицы, которых обслуживает ее компания, платили как можно меньше...

В коммунальную сферу она пришла из геологоразведки. В годы перестройки рушились многие отрасли народного хозяйства, не миновала эта участь и романтическую геологию. Татьяне Георгиевне пришлось поменять работу. Она возглавила ДЕЗ, но не спешила вписываться в инертную обстановку "коммуналки", а со свойственной ей решительностью стала ломать рутинную систему, наводить порядок в своем хозяйстве.
Совершенно нереальными показались Подберецкой данные по потреблению жильцами горячей и холодной воды, тепловой энергии. Усомнившись, она призвала на помощь сотрудников Академии коммунального хозяйства имени Памфилова. На нескольких домах района поставили счетчики. Эксперимент показал, что реальные расходы меньше - где на 40 процентов, а где и вдвое.
Заручившись полученными данными, Подберецкая стала на сэкономленные ДЕЗом средства устанавливать приборы учета во всех домах, которые обслуживала ее дирекция. Естественно, суммы платежей в квитанциях у жильцов резко уменьшились. Поставщикам услуг это явно не понравилось, и, когда сэкономленная жильцами сумма достигла 17 миллионов рублей, Мосэнерго затеяло с ДЕЗом судебную тяжбу, требуя платить за тепло по прежним правилам.
- Почему мы должны оплачивать все недоработки тепловиков, все протечки на трассе? - вопрошает Татьяна Георгиевна. - Нам постоянно твердят об изношенности тепловых сетей, но почему же они не меняют трубы, почему не обновляют трассы? Ведь стоимость этих работ уже заложена в тарифы. Куда уходят деньги? Вместо того чтобы ответить на эти вопросы, монополисты объявили ДЕЗу настоящую войну.
В арбитражном суде победа была за Подберецкой. Тогда ей стали "выкручивать руки" с другой стороны - префект издал распоряжение, чтобы она "вернула долги" тепловикам, а затем попытался уволить ее за неподчинение. Не вышло: Подберецкая отстояла свое рабочее место в суде. И стала готовиться к новым атакам со стороны оппонентов, но тут правительство Москвы выпустило распоряжение N 77, которое положило конец конфликту. Напомним, в нем говорится о том, что приборы учета нужно ставить в каждом доме и расчеты вести по реальному потреблению.
Сегодня водомеры установлены уже в половине московских домов. Причем не за счет сэкономленных ДЕЗами средств, как это делала Подберецкая, - деньги на это выделены городом. Правда, жильцы оснащенных счетчиками домов в основном продолжают платить по-старому. Причина та же - вялость и безынициативность управляющих компаний.
- И все же я рада, что моя борьба оказалась небесполезной, - говорит Подберецкая. - Раз уж городские власти узаконили наш эксперимент, значит и коллегам из других ДЕЗов придется рано или поздно перенимать опыт.
Успокаиваться на достигнутом она не собирается. В планах - поставить приборы учета еще и в каждой квартире. Сегодня плата за воду, израсходованную всем подъездом, делится поровну между жильцами. Выходит - льют одни, а платят другие. Несправедливо.
- Купить приборы учета могут не все жильцы, - говорит Татьяна Георгиевна. - Поэтому мы сейчас прорабатываем вопрос, чтобы люди могли приобретать их в кредит.
Одна из возможных схем кредита такова. После установки счетчика жилец продолжает платить столько же, сколько и раньше. А когда сэкономленная вода окупит прибор - начинает расплачиваться по факту потребления, то есть экономить свои личные деньги.
- Власти не первый год говорят о необходимости перейти на стопроцентную оплату "коммуналки",- рассуждает Татьяна Георгиевна. - А сколько мы платим сейчас: за не израсходованную воду, не полученное тепло, другие не оказанные услуги? И даже если во всех домах установить счетчики, это не даст точного ответа. Потому что неизвестно, как рассчитываются сами тарифы. Нам говорят: литр воды стоит столько-то. А почему, какие затраты в этот тариф заложены? Может, там спрятаны расходы на санатории и курорты поставляющей организации, другие затраты, обеспечивающие поставщикам хорошую жизнь за наш счет? О реформе ЖКХ нельзя говорить, не зная, откуда берутся эти цифры.
Татьяна Георгиевна рассказала, что неоднократно пыталась получить расшифровку тарифов, но ответа ни разу не получила. Поэтому пока защищает интересы своих жильцов хотя бы в доступных ей рамках.