- Сергей Владимирович, саммит Россия - ЕС был перенесен на 25 ноября. Почему?
- Перенос даты встречи на высшем уровне в Гааге произошел не по политической, а по формально-протокольной причине. Президенту Путину хотелось бы начать практическую работу с новой командой комиссаров ЕС во главе с Жозе Баррозу, которая к прежней дате - 11 ноября - еще не была утверждена. Это наши партнеры на переговорах на ближайшие пять лет. С ними надо будет продолжать диалог, начатый с командой Романо Проди. В 2007 году завершается действие нашего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Уже сегодня надо решить, какими путями продвигаться дальше, как модернизировать этот быстро устаревающий документ.
- После публичной критики со стороны ряда политиков из стран Евросоюза в адрес руководства России в связи с событиями в Беслане и планами политической реформы в стране, а также с учетом прежнего недопонимания в области экономического сотрудничества (вспомним хотя бы требование ЕС уравнять внутренние цены на энергоносители в России с мировыми) возникает вопрос: не наступил ли в наших отношениях "холодный мир"?
- За прошедшие после московского саммита полгода были и заметные успехи, и нерешенные вопросы. Конфликтных моментов между Москвой и Брюсселем на сегодняшний день, к счастью, нет. Остаются проблемы-раздражители. К таким я прежде всего отношу продолжающиеся нарушения прав национальных меньшинств в двух странах-новобранцах Евросоюза - Латвии и Эстонии.
- В принятом в апреле совместном Заявлении о расширении ЕС подчеркивалось: "В обеспечении прав человека и нацменьшинств не должно быть двойных стандартов". Однако ничего не изменилось: сегодня в Латвии и Эстонии не менее 700 тысяч человек по-прежнему лишены элементарных прав человека, они - "неграждане"...
- Наша позиция прежняя: не может быть двух сортов граждан на территории Объединенной Европы - те, кто имеет право голосовать на выборах в Европарламент и те, кто этого права лишен. При этом власти Латвии разрешают голосовать иностранцам, проживающим на территории республики не менее шести месяцев, а русским, несколько поколений которых веками живут в стране, - отказывают в этом.
За последнее время, увы, не было сделано ничего, что могло бы развеять нашу озабоченность. Более того, уже после вступления в Европейский союз парламент Латвии в демонстративной форме отказался ратифицировать Конвенцию Совета Европы о правах национальных меньшинств.
Второй "раздражитель" - проблема грузового транзита в Калининградскую область и обратно. Подписав протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, Брюссель взял на себя обязательства: после расширения ЕС условия по калининградскому транзиту не ухудшатся. Произошло же все наоборот: литовские власти ввели дискриминационные меры по контролю за сопровождением российского транспорта. Мы не имеем возможности страховать свои грузы - такое право отдано литовским юридическим лицам. Возросла стоимость брокерских услуг. Все это привело к удорожанию калининградского транзита. Хотя, если говорить объективно, возникшие проблемы не помешали увеличению объемов транзита.
И все же я не считаю, что в отношениях России и Евросоюза наступил "холодный мир". Дела на самом деле обстоят не так плохо. Полностью согласована "дорожная карта" по так называемому "четвертому пространству" в области науки, образования и культуры. Большой прогресс достигнут в экономической сфере. На сегодня Евросоюз остается крупнейшим экономическим партнером России. На страны ЕС приходится более 50 процентов российского экспорта. Мы сегодня удовлетворяем потребности Объединенной Европы в нефти на 20, а в газе - на 30 процентов. Страны ЕС лидируют в прямых инвестициях в российскую экономику. Договорились также о едином ветеринарном сертификате.
Москва откликнулась на многочисленные просьбы Евросоюза и, действуя, разумеется, не в ущерб национальным интересам, прошла через процедуру ратификации Киотского протокола. Это получило исключительно высокую оценку со стороны западной прессы и политической элиты стран - членов Евросоюза.
- Почему, на ваш взгляд, России до сих пор не удалось договориться об упрощении визового режима со стороны ЕС?
- Многие продолжают считать, что мы добиваемся от Объединенной Европы введения безвизового режима для россиян. На самом деле, на данном этапе мы заинтересованы в заключении промежуточного соглашения об упрощении визовых процедур. Что касается безвизового режима - это наша стратегическая цель. И с этим согласны в Брюсселе. Кстати, многие члены ЕС были недовольны тем, что три ведущие страны Шенгенской зоны - Германия, Италия, Франция - пошли на подписание двусторонних соглашений об упрощении визовых процедур с Россией. Отныне отдельные категории наших граждан могут получить многократные визы для поездки в эти страны сроком до пяти лет. По сути, мы с нашими ведущими западными партнерами пробили "шенгенскую стену", и теперь россияне получили право свободного перемещения по Европе.
У Москвы появился некий эталон визовых отношений, к которому мы будем стремиться на переговорах с Евросоюзом о заключении соглашения по облегчению визовых процедур.
Но и тут в ЕС находятся силы, которые вставляют нам палки в колеса. Недавно мы услышали из Брюсселя: новый документ о визах, дескать, должен сопровождаться подписанием отдельного соглашения о реадмиссии, то есть о возвращении в Россию тех, кто незаконно въехал от нас на территории Евросоюза. Сегодня мы к этому не готовы. Москва готова подписать соглашение о реадмиссии только вместе с соглашением о полном безвизовом пространстве. В этом случае российская сторона готова взять на себя всю полноту ответственности по регулированию миграционных потоков. Мы не может это осуществить чисто технологически - пока "прозрачными" остаются наши южные границы и отсутствует соглашение о реадмиссии со странами СНГ. Все эти проблемы российская сторона намерена поднять на саммите.