О целебных свойствах шоколада известно со времен испанских мореплавателей. Ежедневно съедая по тридцать граммов сего продукта, можно забыть дорогу к кардиологу и о болезнях сердца. На проходившем этим летом в Амстердаме Европейском конгрессе кардиологов ученые обнародовали сенсационные результаты исследований. Из них следует, что шоколад намного полезнее для сердца, нежели зеленый чай или красное вино, еще недавно считавшиеся едва ли не панацеей от сердечных болезней. В состав шоколада входит вещество полифенол. Оно повышает эластичность стенок сосудов, уменьшает вязкость крови, помогает понизить кровяное давление и уменьшает шансы образования тромбов. Кроме того, шоколад содержит полезные вещества - витамины В 1, В 2, РР, микроэлементы железа, калия, кальция, магния, натрия и фосфора, а также иммуностимулирующие компоненты: теобромин - физиологически активное вещество, благодаря которому повышается работоспособность, улучшается настроение, снимается стресс. В 1758 году лечебные свойства какао были даже описаны в медицинском справочнике. Именно натуральный шоколад выписывал в качестве лекарства Людовику ХVI его придворный фармацевт Дебов. Однако всего этиго лишается покупатель, купивший суррогат шоколада.
Здесь нужно кое-что пояснить. Государственным стандартом установлены термины и определения на кондитерские изделия. Шоколадом называется кондитерское изделие, изготовленное на основе какао-бобов с сахаром без добавления или с добавлением других видов сырья (орехов, цукатов, изюма, сухого молока и др.). В шоколаде не допускается использование жиров-заменителей (в том числе и эквивалентов) какао-масла, за исключением начинки. Какао-масло для производства шоколада поступает на кондитерские фабрики из двух источников: ввозится в Россию в виде сырья из-за рубежа или же на крупных российских фабриках вырабатывается из какао-бобов, которые, в свою очередь, тоже доставляются из-за границы.
Высококачественное какао-масло стоит недешево. Здесь-то и возникает соблазн для не слишком разборчивых предпринимателей. Дело в том, что, помимо какао-масла, существует большое разнообразие твердых жиров, которые в зависимости от назначения и используемого при их производстве сырья делятся на эквиваленты какао-масла, специальные твердые жиры и кондитерские жиры. Эквиваленты какао-масла по своим составу и свойствам близки к самому какао-маслу. Однако по вкусовым качествам шоколад, изготовленный на их основе, значительно хуже настоящего. По оценкам экспертов, такой "шоколад" лишь на 60 процентов представляет собой настоящий шоколад. Специальные твердые и кондитерские жиры отличаются от какао-масла по составу и уступают ему по свойствам. Сырьем для их производства служат масла соевое, хлопковое, рапсовое, фракции пальмового масла и др. О вкусе продукта, изготовленного на заменителе какао-масла, даже не стоит и говорить. Согласно государственному стандарту, можно с уверенностью сказать, что изделия, произведенные с применением эквивалента какао-масла, не могут называться шоколадом, а относятся к сладким плиткам или плиткам кондитерским.
Недавно независимый испытательный центр провел физико-химический анализ ряда кондитерских изделий. В результате выяснилось, что такие подвергнутые испытаниям образцы, как "Коркунов. Горький шоколад", "Альпенгольд. Молочный шоколад с малиновой начинкой", "Виспа. Пористый, темный шоколад", "Сударушка. Шоколад молочный с изюмом и орехами" кондитерского объединения "Россия" (Самара) представляют собой шоколад на основе эквивалента какао-масла. Исследованные образцы не соответствуют требованиям ГОСТа, по которому не допускается при изготовлении шоколада использовать заменители какао-масла. Строго говоря, все эти изделия не имеют права называться шоколадом, а только кондитерской или сладкой плиткой. А это является прямым нарушением Закона "О защите прав потребителя", согласно которому каждый производитель обязан точно указывать состав продукта, а также его название. Введение потребителя в заблуждение в результате предоставления ему заведомо ложной информации о продукте преследуется законом. Кстати, некоторые из перечисленных производителей на этикетке в составе продукта узывают наличие какао-масла вместо фактически использованного эквивалента или заменителя. Данный вопрос подробно рассматривался на Всероссийской конференции "Проблемы защиты потребительского рынка от фальсифицированной, опасной и некачественной продукции" 21-22 ноября 2000 г., организованной ТПП (Торгово-промышленной палатой) РФ, Госстандартом, Министерством экономического развития и торговли, Координационным советом содействия отечественным товаропроизводителям при участии Минюста, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, МВД и др.
Нет никакой принципиальной разницы в названии, подумаете вы. Похоже, на это надеются и изготовители псевдошоколада. Разница лишь во вкусе, полезных свойствах, которыми обладает чистый шоколад, и в цене. Немного арифметики. Вышеперечисленные сладкие плитки продаются практически по той же цене или чуть меньше, что и настоящие, шоколадные. А себестоимость их значительно ниже. Наличие прибыли налицо. По некоторым оценкам экономистов, разница в цене какао-масла и эквивалентов составляет 15-20 процентов, а увеличение прибыли - 50-60 процентов. А если при этом еще и на два года освобождают от налогов...
Недавно германская фабрика "Штольверк Рус" в городе Покрове Владимирской области, выпускающая шоколад "Альпенгольд", объявила о том, что в следующем году намерена реализовать инвестиционный проект по организации третьей очереди производства шоколада. Для осуществления этого проекта администрация области предоставляет этой кампании ряд налоговых льгот на общую сумму 12,7 млн. рублей, которые будут действовать в течение двух лет. Хотя наши старейшие кондитерские фабрики и рады бы пустить дополнительные линии по производству сего лакомства, да средства не позволяют. Где уж тут отечественным производителям встать на ноги!
Недавно Бельгия, производящая лучшие в мире шоколадные конфеты, ввела знак качества (определенную символику) для "настоящего", то есть чистого шоколада. Что предлагает и другим производителям.
Уважаемые покупатели, будьте разборчивы и не поддавайтесь на рекламные трюки нерадивых производителей: в Альпах действительно золота никогда не было. А российская душа склонна все-таки к натуральному продукту, а не к воздушным пузырям.