Своеобразным событием стал доклад "Нефтяной комплекс России", подготовленный сотрудниками Топливно-энергетического независимого института, Института макроэкономических исследований при Минэкономразвития РФ и Институтом проблем инвестирования. До сих пор подобных исследований в стране не проводилось. А за последнее время нефтяная отрасль стала едва ли не главным инвестором отечественной экономики. Нефтедоллары, поступающие в Россию, обогащают корпорации, торгующие "черным золотом". Те, в свою очередь, вкладывают прибыль в развитие нефтяной отечественной промышленности и инфраструктуры.
Налоговые службы тем временем готовятся установить весьма высокие налоги на экспорт нефти, а также на продажу "черного золота" для последующей переработки дочерним компаниям нефтяных корпораций. Налоговики объясняют свою инициативу тем, что цены на нефть в стране слишком занижены. Правда, при этом они почему-то не хотят брать в расчет специфику российских рыночных отношений, а также наше многолетнее отставание от ряда европейских и заокеанских государств. Кроме того, повышение налогов грозит стране приходом инфляции, замораживанием отечественного производства и многими другими негативными последствиями.
Сложившуюся ситуацию нашему корреспонденту комментирует руководитель проекта, директор журнала "Эксперт" Андрей Шмаров:
- Нефтяные компании сейчас делают весьма масштабные инвестиции. Такого инвестиционного бума в стране не было уже лет двадцать. По темпам прироста вложения в нефтедобычу более чем в 4 раза превышают среднеотраслевые по промышленности. Но основные фонды отрасли в значительной степени изношены, особенно велика степень их износа в нефтепереработке. Недостаточность инвестиций в техническое перевооружение увеличивает вероятность техногенных катастроф. Для увеличения объемов нефтедобычи, а также для модернизации нефтепереработки комплекс нуждается в больших капиталовложениях. Есть основания полагать, что для поддержания и развития производства нефтяные компании делают значительно большие капитальные вложения, чем это отражено в статистической отчетности. По авторитетным заявлениям руководителей нефтяного бизнеса, а также исходя из проведенных нами экономических расчетов, реальный объем инвестиций примерно на 30 процентов превышает объем, зафиксированный в отчетности. Причины занижения объема инвестиций в основной капитал кроются, на наш взгляд, в чрезмерно обременительной российской налоговой системе и общей политико-правовой неопределенности деятельности нефтяных компаний. Финансовым источником для дополнительных инвестиций в нефтяной комплекс в значительной степени служат средства, сэкономленные при использовании механизмов трансфертного ценообразования. Для модернизации нефтяного комплекса в ближайшие пять лет в него необходимо вложить, по разным оценкам, 25 - 40 миллиардов долларов. При сохранении высоких цен на нефть российские нефтяные компании располагают необходимыми ресурсами для финансирования инвестиций в основной капитал. Уникальность ситуации в том, что масштабного привлечения прямых западных инвестиций в комплекс в настоящее время не требуется.
- К каким последствиям могут привести новые налоговые инструменты по отношению к экспорту и продажам на внутреннем рынке отечественной нефти?
- Конечно же, подорожают нефтепродукты - бензин и мазут. Как следствие, повысятся цены на электроэнергию. Замерзших городов и поселков на карте России заметно прибавится. Ведь электроэнергетика у нас в основном работает на мазуте. А подорожание бензина на 20-25 процентов скажется не только на кошельках автолюбителей. Вырастут цены на товары и продукты, прежде всего на хлеб, молоко. В роскошь для многих превратится транспорт. Покупательная способность населения заметно снизится. Кроме того, возникнет инфляция в сырьевом секторе, которую будет очень сложно погасить. Также ухудшится инвестирование как нефтяной отрасли, так и многих других. Возникнет необходимость внешнего заимствования, что неминуемо повлечет увеличение долгов, которые и без того висят тяжелой гирей на нашей экономике.
- Насколько реальна угроза фискальных ужесточений по отношению к нефтяной отрасли?
- Угроза весьма серьезна. Минфин уже выпустил проект поправок в первую часть Налогового кодекса. В них, в частности, предлагается возможность замены внутрикорпоративных цен на расчетные, которые должны устанавливать налоговики. Но вправе ли чиновник устанавливать цены на нефть? Конечно, он будет согласовывать их с главами нефтяных корпораций, что, разумеется, стимулирует коррупцию среди мелких и средних чиновников. Ничего хорошего в таком случае ждать не приходится.