- Недавно вы встречались со своим российским коллегой Владимиром Рушайло. Оперативная обстановка на российско-украинской границе столь сложна, что требует таких контактов?
- Криминальная ситуация действительно непростая - как в России, так и у нас. Но постепенно она улучшается. Этому в немалой степени способствуют наши постоянные связи с российскими коллегами. Сближение началось во времена Степашина и затем - Рушайло. Куликов стоял на позициях несколько иных. Вероятно, он полагал, что в международных отношениях не так уж важно взаимное уважение сторон. Понятно, что практические результаты политических и профессиональных контактов могут быть разными, но в международных правоотношениях партнеры должны быть абсолютно равны.
Приход к власти в Москве политиков новой генерации, регулярные встречи Леонида Кучмы и Владимира Путина, определившие отношения между нашими странами как стратегические, очень серьезно повлияли на наши отношения с российскими коллегами. Контакты стали более результативными, причем на разных уровнях - от министерств до райотделов. Сближение, взаимопонимание идут на пользу и россиянам, и украинцам, в итоге по обе стороны украинско-российской границы укрепляется государственность.
- Каковы основные формы, направления взаимодействия украинской и российской милиции?
- Вместе с российскими коллегами мы провели свыше десятка крупных совместных операций под условным названием "Вихрь-антитеррор", "Караван-авто", "Канал", "Пассажир", "Розыск", "Иностранец", "Гастролер", "Оружие", "Рубеж-2000"...
Наиболее показательным по масштабам и эффективности взаимодействия я бы назвал операцию "Рубеж-2000". Она была проведена минувшим летом органами внутренних дел Крыма, Донецкой, Луганской, Сумской, Харьковской и Черниговской областей в тесном контакте с правоохранительными органами Российской Федерации. В рамках этой операции был осуществлен комплекс оперативно-профилактических мероприятий, направленных на обезвреживание организованных преступных групп, в том числе, созданных на этнической почве, имевших международные связи. Одни занимались незаконным вывозом за рубеж женщин и детей, другие промышляли контрабандой оружия, наркотиков, подакцизных товаров, третьи специализировались на транзите нелегальных мигрантов. В результате четко согласованных действий было раскрыто 452 преступления, в том числе удалось пресечь деятельность преступной группы из Харькова, куда входили и трое российских граждан. В ходе операции " Рубеж-2000" по обе стороны украинско-российской границы были изъяты сотни единиц огнестрельного оружия, десятки гранат, около шести тысяч патронов разного калибра, предупреждено немало попыток нелегальной миграции.
- Слабая экономика и социальная незащищенность населения - тепличная среда для роста преступности. Поэтому, наверное, пока не поднимем благосостояние населения наших стран, трудно рассчитывать на высокую результативность борьбы с криминалом?
- Согласен, что есть целый общественный слой так называемых малоимущих, и эти люди заслуживают особого сочувствия. С другой стороны - такой факт: Украина ежегодно ввозит из-за рубежа по 400 тысяч автомобилей-иномарок. Откуда при "тотальном", как говорят наши политические оппоненты, социально-экономическом кризисе в стране берутся такие средства у населения? 1,2 миллиона машин за три года - значит, деньги есть. Понятно, что не все эти заморские авто куплены за 80 и 100 тысяч долларов, но большинство ввезенных бэушных "фордов" и "опелей" стоят за рубежом не менее двух тысяч. А ведь их надо доставить, растаможить, построить гараж, покупать дорогой бензин, запчасти... Стало быть, существуют не отраженные в статистических отчетах доходы населения. По нашим прикидкам, скрытая денежная масса составляет в Украине от 12 до 17 миллиардов долларов. Вероятно, не меньшие суммы ходят "в тени" и у наших российских соседей. С этим феноменом, характерным для постсоветских государств, нам следовало бы основательно разобраться. Каков механизм зарабатывания теневых средств? Где образуются скрытые денежные потоки? Как заставить эти средства вливаться в наши бюджеты?
- Предусматриваете ли вы все это в стратегии и тактике ваших взаимоотношений с российским МВД?
- Когда в последний раз мы встречались с Владимиром Борисовичем Рушайло, то стратегию взаимодействия определили так: основная цель и задача - усиление безопасности России и Украины. А вот тактические цели мы выбрали самые актуальные. Например, борьба с криминалом в поездах, идущих с Украины в Россию и наоборот. Серьезнейшая проблема! В свое время в поездах был настоящий разгул преступных элементов: карманных воров, мошенников, грабителей. Россияне контролировали свою сторону, мы - свою, и все вроде бы были при деле, а нужного эффекта не получалось. И вот в прошлом году мы собрались на такую же, как в Донецке, встречу и определили это направление работы как приоритетное, разработали систему тесного взаимодействия. В результате за короткое время нам удалось локализовать более сотни преступных группировок, орудовавших в поездах.
Другая актуальнейшая проблема - борьба с наркобизнесом. И Украина, и Россия раньше служили для наркокурьеров в основном как транзитные регионы, то есть не были привлекательны с точки зрения доходов населения, его возможностей купить наркотик. Сегодня же, когда в наркобизнесе наблюдается перепроизводство дурманящего зелья, а за счет внедрения современных технологий оно стало более доступным по цене, масса наркоторговцев устремилась на наши "неосвоенные территории".
Показательная в этом отношении операция была нами проведена в городе Борисовке Белгородской области, где сбытчики наркотиков пытались вывезти с Украины в Россию большую партию маковой соломки. Мы использовали так называемый метод контролируемой поставки Благодаря успешному сотрудничеству с правоохранительными органами России только за девять месяцев этого года ликвидировано 35 наркоканалов.
- Что нового происходит в сфере борьбы с криминалом? Заметны здесь какие-нибудь необычные, небывалые явления?
- Жизнь не стоит на месте, и преступники тоже, если можно так выразиться, совершенствуют свое мастерство, осваивают новые сферы криминального бизнеса. Например, появилось международное киллерство. Нынче киллеры объединяются в международные группировки, активно действуют по всей Европе, на евроазиатском пространстве. В правоохранительных структурах разных стран есть уже интересный банк данных, которые очень важны и для наших российских коллег, и для нас. Пришло время более активно, использовать эту информацию для совместных усилий в борьбе против таких преступных группировок.