- Вячеслав Викторович, кто был инициатором разработки нового Трудового кодекса?
- Один законопроект внесен правительством, остальные - депутатами. Мы в нашей фракции работали над проектом совместно с депутатами от КПРФ и аграриями. Думаю, что из четырех вариантов только два могут реально претендовать на утверждение - предложенный правительством и тот, который предложили мы.
- В чем суть нового кодекса?
- Ключевой вопрос, который рассматривается в каждом из вариантов, - как защитить права работников с учетом многообразия форм собственности предприятий и учреждений. Если сравнить варианты законопроектов с текстом старого (т.е. ныне действующего) кодекса, то складывается странное впечатление: даже в правительственном законопроекте не ставится цель защитить человека труда.
- Вы хотите сказать, что разработчики правительственного законопроекта сознательно ущемляют права наемного работника?
- Судите сами. В этом законопроекте работодателю предоставляется право по устной договоренности с работником увеличивать его трудовой день с 7 до 12 часов, причем без согласования с профсоюзами и без издания каких-либо дополнительных нормативных актов. В таком случае отношения между работодателем и работником выйдут из правовых рамок. Пригласит, например, директор к себе в кабинет сотрудника и скажет, что сегодня надо бы поработать сверхурочно. А не хочешь, дескать, уволю...
Второй момент, с которым мы принципиально не согласны, - сокращение сроков послеродового отпуска для женщин с трех до полутора лет. Трудно понять, как правительство решило выйти с таким предложением. Ведь там прекрасно знают о сложной демографической ситуации в стране. Так давайте же улучшать, а не ухудшать условия жизни для российских семей, создавать условия для повышения рождаемости, а не наоборот.
- Действительно, все это выглядит странно... А законопроект, предложенный вашей фракцией, сильно отличается от правительственного?
- Мы постарались взять из старого варианта Трудового кодекса все лучшее, сохранить базовые социальные гарантии. Кроме этого, в нашем законопроекте предусмотрена возрастающая роль профсоюзов в защите интересов наемного работника. Если в правительственном законопроекте вообще не идет речь о заключении коллективных договоров, то мы на этом настаиваем. Правительство предлагает, чтобы каждый работник заключал с работодателем индивидуальный договор, который, по нашему мнению, не может в полной мере защитить права труженика. Например, в случае отказа в приеме на работу начальник не обязан объяснить человеку причины своего решения. Мы стараемся сделать все возможное, чтобы трудящийся человек не чувствовал себя униженным.
- Вячеслав Викторович одна из печальных примет нашего времени - задержка зарплаты. Вот уж, казалось бы, вопиющий пример неблагополучия во взаимоотношениях работника и работодателя. Одно время поговаривали даже об уголовной ответственности за подобные нарушения трудового законодательства...
- Мы предлагаем на просроченную заработную плату начислять пеню. Задержал выплату на год - плати вдвойне! Эта мера должна заставить руководителей более ответственно относиться к своим обязанностям.
- А если глава какого-нибудь района разведет руками и скажет своим согражданам - режьте, мол, меня, ну нет денег.
- Когда формируется бюджет, каждый глава районной администрации определяет источники средств, необходимых на выплату жалованья работникам бюджетной сферы. И уверяю вас, что, как правило, деньги есть, просто расходуются не по назначению. Люди возмущаются, ругают центральную власть, которая в большинстве таких случаев ничем не может помочь, потому что исполнение местных бюджетов - обязанность местных властей. Хотел бы напомнить, что двукратное нарушение федерального законодательства влечет за собой отстранение от должности.
- А руководители частных предприятий? Понесут они аналогичную ответственность в подобных случаях?
- Наше предложение о том, чтобы на несвоевременно выплаченную зарплату "набегал" определенный процент, касается предприятий всех форм собственности.