Власти Украины переходят от «кроткой» к «наступательной украинизации» общественной жизни страны. Об этом, как сообщает ТАСС, объявил уполномоченный по защите государственного (украинского) языка Тарас Кремень.
«Ничего другого, кроме наступательной украинизации, которая пришла на смену кроткой, я не вижу. Наступательная украинизация предусматривает строгий контроль соблюдения языкового закона во всех без исключения сферах общественной жизни на территории Украины», - сказал Кремень в интервью изданию «Украинская правда».
«У нас есть инструменты и рычаги мониторинга, контроля и наказания каждого из субъектов хозяйствования», - добавил омбудсмен.
Он отметил, что ранее у властей не было возможностей давления на СМИ, сферу культуры или обслуживания, чтобы те следовали в русле государственной языковой политики.
В июле на Украине в силу вступило положение закона «О медиа», в рамках которого доля украинского языка на общенациональных телеканалах должна составить не менее 90%. А с 1 января 2030 года в рамках закона сдача выпускных экзаменов в школах и вступительных в высшие учебные заведения предусмотрена лишь на украинском языке.
Примечательно, что все тот же Кремень признавал, что со времени подписания в мае 2019 года закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» жители Украины так и не перешли полностью на украинский язык. По данным опроса, проведенного в сентябре 2023 года по заказу консультативной миссии Европейского союза, 45% украинцев считают, что в стране существует языковая дискриминация.
Закон, о котором идет речь, подписал занимавший тогда пост президента Украины Петр Порошенко. Он закрепил курс на полный запрет русского языка, взятый после государственного переворота 2014 года. В июле 2021 года за нарушение закона были введены штрафы. А в январе 2022-го на украинский перешли все печатные СМИ.
А до этого украинская писательница Лариса Ницой выразила свое возмущение по поводу количества жителей Киева, которые говорят по-русски. Как она выразилась – «вокруг сплошной Тамбов».
«Спрашиваю себя: «Куда делась вся моя (и тысяч таких как я) десятками лет проделанная работа? Сколько встреч посещено. Сколько лекций прочитано. Сколько уроков проведения. Сколько рассказов и сказок написано? Все в песок», - посетовала писательница.