Европа никак не может решить, каким способом спасать себя

Несмотря на оптимистичные заявления о прогрессе в переговорном процессе, страны ЕС, по мнению экспертов, все больше напоминают Буриданова осла

Лидеры семнадцати стран Евросоюза на прошедшем в минувшие выходные саммите в Брюсселе сумели выработать два плана спасения евро. Об этом в понедельник, 24 октября сообщает сайт НТВ.

Ранее стало известно, что переговоры проходили в весьма напряженной атмосфере. Помимо уже традиционного «перетягивания одеяла» между Францией и Германий, возникла новая ветвь разногласий – между Парижем и странами, тесно сотрудничающими с ЕС, но сохранившими свои национальные валюты. Точку зрения последних озвучил премьер-министр Великобритании. В ответ президент Франции Николя Саркози посоветовал Кэмерону и его сторонникам «заткнуться».

Несмотря на оптимистичный тон заявлений, некоторые наблюдатели считают, что ситуация по-прежнему далека от разрешения. В первую очередь они указывают, что два плана спасения евро уже обсуждаются больше месяца, и прорыв в вопросе мог бы состояться, если бы европейцы согласовали один план. Вызывает настороженность и тот факт, что лидеры стран ЕС не стали раскрывать подробностей якобы согласованных планов, сославшись на необходимость дальнейших уточнений, которые будут сделаны на саммите в среду.

Из контекста предыдущих обсуждений известно, что проект, предложенный Францией, предполагает преобразование Европейского фонда финансовой стабильности в банк, который сможет проводить широкие заимствования и за счет них выкупит «плохие долги» по гособлигациям Италии, Испании и других проблемных стран еврозоны.

Альтернативный план состоит в том, чтобы часть средств фонда финансовой стабильности зарезервировать в качестве гарантии по займам стран-аутсайдеров. При этом долги этих стран должны быть реструктурированы, что нанесет удар в первую очередь по финансовым институтам, раскрутившим маховик спекуляций с облигациями наиболее слабых стран ЕС.

Таким образом, по мнению ряда обозревателей, Евросоюз продолжает оставаться в положении Буриданова осла, медленно умирающего от голода между двумя одинаковыми кучками сена.