Известно, что посетителям сборных концертов лишь в 10 процентах случаев из 100 доводится слышать живой звук. Ну ладно, организаторы подобных сборников объясняют это трудностью перестройки аппаратуры между номерами разных групп. Но ведь и иные звезды, которым в ходе сольного выступления такая перестройка не нужна, избаловали себя настолько, что не утруждают голосовые связки живой работой. Поговаривают, например, что среди подобных звезд даже такая популярная артистка, как София Ротару. Однажды, в середине 1970-х, у Софии Михайловны оказались не в порядке связки, а отменять концерт не хотелось - это же разочарование и для публики, и для бухгалтерии. С тех пор к подобной практике певица прибегала неоднократно...
Но на концертах Ротару все-таки звучит ее собственный голос. Тогда как некоторые ее коллеги не гнушаются использованием чужих фонограмм. Конечно, чаще такое случается в провинции, где публика понаивнее. Но и Москва отнюдь не стала территорией, свободной от "фанеры". Вот что рассказал корреспонденту "Труда" депутат Московской городской Думы рок-музыкант Андрей Ковалев:
- Я присутствовал как зритель на одном официальном концерте, устроенном в честь Нового года. Выступала "звездочка" - не очень уже юная, довольно известная. Исполнила 4 песни явно под "фанеру"... Я спросил руководителя финансового управления, сколько ей заплатили. Тот ответил: 30 тысяч евро... Огромные деньги. Я рассказал об этом Юрию Михайловичу, и он был изумлен: почему это на праздновании Дня города мы с Кобзоном пели вживую (Лужков на этом празднике обычно участвует в коллективном исполнении гимна Москвы), а куда более молодые артисты позволяют себе "фанерить"? Так что распоряжение, которое сейчас подписал Юрий Михайлович, мне кажется очень своевременным. Если мероприятие оплачивается из городского бюджета, то недопустимо превращать его в обман публики.
- Не опасаетесь ли вы, что, вынужденные перейти на живой звук, наши стадионы будут угощать публику лишь нечленораздельным ревом?
- Ничего подобного, нынче техника такая, что вполне может обеспечить прекрасное качество звука.
- Обычно выдвигают и такой аргумент "за фонограмму": при телесъемках живой звук якобы технически невозможен...
- Да, в телешоу с этим есть определенные трудности. Но и они при желании преодолимы. Посмотрите, вся церемония "Грэмми" идет только в живом звучании. А наши телевизионщики просто ленятся. Помните недавнее шоу MTV Russia? Там 90 процентов шло под "фанеру". Но канадка Аврил Лавин выступала живьем. И наши "Звери" тоже. Потому что эти ребята хотят работать по-современному. Вот что меня обнадеживает: борьба с "фанерой", которую сейчас ведут московские власти, постепенно начинает приносить плоды. У людей просыпается вкус к живому звучанию, их уже не так легко обмануть.
- Известно, что вы уже несколько лет работаете над законопроектом относительно применения фонограммы на территории Москвы. У вас, насколько помню, есть и активные сторонники вроде Валерии с Иосифом Пригожиным и противники вроде продюсера группы "Стрелки" Игоря Силиверстова (эта группа принципиально работает под "фанеру"), певца-композитора Александра Градского...
- С Силиверстовым и подобными ему людьми дело ясное: это те, на чей бизнес мы наступаем. А Градский выступал не против закона. Александр Борисович лишь призывал нас четче сформулировать, что речь идет прежде всего о самом солисте: вот он не имеет права пользоваться фонограммой, а заранее записанное на пленку сопровождение - пожалуйста, используй... Я очень надеюсь, что к концу года мы наш закон все-таки примем.
К слову, подобные законы есть во многих странах. Например, в Китае "фонограммщика" ждет штраф в 10 тысяч юаней, а если попадется вторично - уже в 100 тысяч. Корреспондент "Труда" поинтересовался, что думает о новой инициативе московского правительства такой известный артист, как Олег Газманов:
- Я решительно за живой звук. Даже в телевизионных шоу. А если кто-то не может одновременно петь и активно двигаться по сцене, значит, ему надо больше времени уделять спорту. Я, например, если чувствую, что к концу концерта начинаю задыхаться (такое иногда бывает), то добавляю количество упражнений во время утренней гимнастики. Сейчас у меня норма - 56 отжиманий за раз. Ровно столько, сколько мне лет. Так что с возрастом только становлюсь сильнее. И другим артистам желаю быть как можно здоровее и никогда не обманывать свою публику.