Напомним: популярные актеры когда-то составляли одну из самых красивых пар в советском кино, но совместная жизнь у них не сложилась. После того как стало известно о тяжелой болезни Абдулова, к его прошлому и настоящему, к его романам и влюбленностям, к его ролям и фильмам возник небывалый интерес. Чаще всего он носит характер сочувственного внимания, но подчас перерастает в праздное, а то и злорадное любопытство.
"НЕЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР"
В 2005 году Александр Абдулов вел на канале РЕН-ТВ популярное шоу "Естественный отбор". По сценарию цель ведущего заключалась в том, чтобы всячески подавлять и унижать конкурсантов, а потом наблюдать, как они будут вести себя в экстремальной ситуации. Это шоу стало одной из самых жестоких телеигр на российском телеэкране. Два года назад любимец публики думать не думал, что с ним случится беда, и уж тем более Александр Гаврилович не мог предположить, что его бывшие коллеги по РЕН-ТВ извлекут выгоду из его болезни: станут транслировать старые записи "Естественного отбора" под тем предлогом, что, дескать, этим поддерживают больного артиста.
И вот представьте: находясь на лечении в Израиле, Абдулов включает телевизор (где принимаются главные российские каналы) и видит себя в роли экзекутора двухлетней давности. Каково это? Во-первых, надо учитывать психологическое состояние человека, оказавшегося у роковой черты и пересматривающего свою жизнь, в которой наверняка было много такого, о чем бы не хотелось вспоминать. А во-вторых, это как-то не по-людски: больно ранить того, кто и без того сильно ранен судьбой...
ЗАЩИТА АБДУЛОВА
Сергей Степанченко, актер театра Ленком, близкий друг Абдулова, был в числе тех, кто тайно встречал Александра Гавриловича в московском аэропорту после его прилета из Израиля. Но когда они глубокой ночью приехали в больницу, там уже крутились люди с фотоаппаратами.
- Я уверен, - сказал Сергей корреспонденту "Труда", - что некоторые редакции платят большие бабки в больницах своим осведомителям, чтобы те держали их в курсе, когда известный актер попадает в приемный покой. Этих людей ничто не останавливает, даже клятва Гиппократа. Для меня все случившееся - беда, а для кого-то - возможность сделать скандальный снимок. Так даже стервятники себя не ведут, а тут люди...
- Скажите, Александр Гаврилович читает прессу о себе?
- Мы стараемся не показывать ему то, что может его ранить. Но за всем не уследишь, к тому же он не любит, когда его излишне опекают.
- У Абдулова не было желания подать в суд на те издания, которые оскорбляют его человеческое достоинство?
- Сейчас его мысли заняты другим, вся эта мишура отодвинулась на второй план. Но когда он придет в себя, то, уверен, посчитается со своими обидчиками. Не такой он человек, чтобы сносить унижения.
- Как вы думаете, он вернется в Израиль для продолжения лечения?
- Пока Саша не собирается этого делать, потому что химио-терапию можно проходить и в Москве. А пока он уехал в Тибет, где очень сильные народные целители, они как бы видят человека насквозь, помогая ему избавиться от вселившегося недуга. (Недавно появившееся сообщение, будто Абдулов срочно покинул Россию и вернулся в Израиль для продолжения лечения, заставило нас позвонить худруку театра Марку Захарову и проверить этот факт. "Насколько я знаю, он в Тибете, - ответил Марк Анатольевич. - Следить за ним никому не советую. Сейчас ему нужен покой, отрешенность от всех мирских дел, недаром говорят: тишина лечит". - Л.Л.)
ИДЕТ ОХОТА НА ЗНАМЕНИТОСТЕЙ
По голосу Степанченко и Захарова чувствовалось, что они буквально напряглись, когда речь зашла об Абдулове. Выходит, они больше не доверяют журналистам - даже тем, которых давно знают. К чему может привести охота за известными артистами, попадающими в больницу? Обращаюсь с этим вопросом к другому давнему собеседнику, художественному руководителю Малого театра Юрию Соломину, который вместе с Александром Абдуловым снимался в "Обыкновенном чуде".
- Когда я лежал в реанимации в 2003 году, то видел, как медсестра, отворив дверь палаты, позволила журналисту снимать меня. У меня в тот момент не было сил и голоса, я только смотрел на этого бездушного человека и укоризненно качал головой. Видимо, на него это подействовало, и он не осмелился опубликовать снимки. Зато с моим братом Виталием Соломиным, когда он лежал в клинике Склифосовского, обошлись не по-людски. Одна газета напечатала снимок агонизирующего человека, выдав его за нашего Виталия. Я, конечно, мог подать в суд на эту газету, но тогда бы она развернула целую кампанию и обмазала меня и мою семью дегтем, как недавно это сделали с Александром Калягиным, а теперь измываются над больным Абдуловым. Не подумайте, что я боюсь бульварной прессы. Но вступать в спор с бесчестными людьми - значит опускаться до их уровня. С юным Сашей, - продолжает Юрий Мефодьевич, - я снимался в "Обыкновенном чуде" и уже тогда понял, какой это замечательный артист. И вот теперь на пике славы с ним случилась беда. Я не понимаю, как можно упиваться несчастьем человека и не бояться расплаты. Ведь у Абдулова жена, маленький ребенок - хотя бы их пожалели!.. Мне кажется, нашей Думе пора принять закон, который охранял бы личную жизнь человека так же, как частную собственность.
ТАЛАНТЛИВЫЙ ДОНЖУАН
Другое дело, когда сам артист и его родственники не делают тайны из болезни и стараются привлечь внимание общественности к случившейся беде. Например, жена Николая Караченцова Людмила Поргина через прессу постоянно напоминает зрителям о своем знаменитом муже, пострадавшем во время автокатастрофы, надеясь, что таким образом ей удастся быстрее вернуть Караченцова к активной жизни. Дай-то Бог!..
Нынешняя жена Абдулова не делает никаких заявлений и ведет себя в этой непростой ситуации очень достойно. У обозревателя "Труда" не было возможности спросить, как она отнеслась к недавней публикации в одном издании "донжуанского списка" Абдулова. Зато довелось встретиться с его первой женой, известной актрисой Ириной Алферовой. Осторожно поинтересовалась, как на нее подействовала статья о любовных похождениях Александра Гавриловича. Ирина в сердцах всплеснула руками:
- Александру сейчас очень трудно, я даже не представляю, как он все это выдерживает. Но я знаю, что он верующий человек, и, если его молитвы дойдут до Бога, он будет спасен. Некоторые религиозные люди считают лицедейство грехом, поэтому я часто бываю в церкви, отмаливаю свои грехи, а теперь и Сашины. Вот сейчас была в городе, где создается музей Николая Рубцова. Ведь о поэте чего только не писали: дескать, и бабником он был, и пьяницей, только при этом частенько забывали о его великом таланте. Не обделил Бог талантом и Сашу, а к настоящему таланту грязь не прилипает, как бы этого ни хотели иные мелкие людишки.
КСТАТИ
Пока Юрий Соломин мечтает о законе, который охранял бы право человека на неприкосновенность личной жизни, его коллега, американский актер Джордж Клуни, подал в суд на больницу, где лежал с переломом ключицы и откуда информация о его болезни попала в прессу. Было проведено расследование, и 14 сотрудников медучреждения лишились работы.