Видимо, это чувствовал глава Леонид Липсиц, руководитель департамента транспорта и связи Москвы, когда грустным голосом рассказывал о среднесрочной программе восстановления и модернизации трамвайных путей в Москве на 2008 - 2010 год. Выступление длилось около 20 минут, а вот бурные дебаты продолжались более часа.
Как выяснилось со слов докладчика, на сегодняшний день знаменитый московский трамвай находится в плачевном состоянии. Из некогда 800 километров путей на сегодня функционируют только 416, причем треть из них уже давно нуждается в ремонте.
- В год ремонтируется от 6 до 16 километров путей, а необходимо как минимум 27, - пожаловался глава департамента.
После перечисления проблем, докладчик бодро перешел к планам программы. По замыслам ее авторов за ближайшие три года модернизируют более 80 километров. На некоторых участках поменяют старые износившиеся шпальные конструкции на более современные блочные, модернизируют часть стрелочных механизмов и многое другое. В общем, трамвай должен вновь стать любимым видом транспорта москвичей. Резюмировал предстоящие хлопоты и достижение чиновник такими словами:
- Нашей основной задачей мы видим повышение привлекательности трамвая как вида транспорта. Увеличение скорости вагона до 45 километров в час и сокращение количества пассажиров на один метр площади до пяти человек.
Пока выступающий переводил дух, правительство кинулось в бой. С программой были согласны далеко не все:
- А почему некоторые линии вы ремонтируете частями?
Префект ЦАО попытался выяснить, почему на его территории трамвайные линии будут модернизированы не полностью.
- Вы что, не понимаете, что нет смысла разгонять трамвай на одном участке пути, в то время как в другом месте он будет стоять, как и раньше?
- Мы внесем дополнение в программу по таким участкам, - Липсиц парировал удар, но было видно, что все худшее только впереди. Члены правительства за словом в карман не лезли. В бой вступила тяжелая артиллерия.
- А почему у вас не готова проектно-сметная документация? Программа должна вступить в силу уже с 2008 года, а документы не готовы.
Первый заместитель Лужкова Юрий Росляк тоже решил не отпускать начальника департамента без внесения своих корректировок.
- Вы что, не знали, что программа будет приниматься?
- Понимаете, все сметы готовятся очень быстро! Мы успеем!
- Тем более, почему не сделали раньше?
Похоже, пока беднягу-транспортника гоняли по программе, как школьника по плохой контрольной, Юрий Михайлович резюмировал окончательное решение. Коротким оно не получилось. Мэр у нас вообще не любит неясности. Его речь затянулась еще на двадцать минут. Программу развития трамвая, как и следовало ожидать, он полностью раскритиковал.
- Очень сомневаюсь в нашей способности справиться здесь самостоятельно, - подчеркнул мэр в своем выступлении. - Леонид Моисеевич, я подчеркиваю: программу надо не доработать, а радикально переработать. Давайте скажем, что к 2010 году мы будем иметь современный трамвай с умными колесами.
Кроме этого, Лужков отметил еще некоторые аспекты новой жизни трамвая в Москве.
- Необходимо возвращать трамвайное движение в районы, расположенные за пределами МКАД, в периферийные районы, - сказал мэр.
Транспортникам дали на написание новой программы две недели. Через две недели столичное правительство вновь вернется к решению проблемы развития московского трамвая.