ВСТАВАЙ, ЖЕНЯ!

В то лето пятнадцатилетний Женька проводил каникулы у дедушки в Кировской области. Жара стояла невероятная - листья на деревьях сворачивались трубочками. Деревенская речка сильно обмелела, но мальчишки целыми днями не вылезали из воды. Женя, который дома в Мурманске занимался плаванием, решил показать приятелям высокий класс - сиганул с деревянной вышки красивой ласточкой и ударился головой о дно. "Травма ныряльщика" - так называют это медики. От сильного удара были раздроблены два позвонка, поврежден спинной мозг. Подростка без сознания доставили в Шабалинскую райбольницу.

- Там не было ничего, кроме тараканов, - горько говорит Иван Петрович, Женин дедушка. - Состояние внука ухудшалось на глазах, а я ничем не мог ему помочь. Мы провели в больнице пятнадцать дней. Вызванный из Кирова врач настаивал на срочном переводе в нейрохирургическое отделение областной больницы. Но для этого требовался вертолет, а за него, сказали, надо платить. Откуда у меня такие деньги? И тогда сами летчики скинулись и заплатили за перевозку Жени.
В областной больнице тоже потребовали денег - на операцию. Надо было удалять раздробленные позвонки, ущемившие спинной мозг. Уже потом, в Мурманске, Иван Петрович узнал, что такую операцию - по жизненным показаниям - пострадавшему, тем более ребенку, обязаны были делать бесплатно. А тогда он лишь гладил руки внука, умоляя потерпеть.
Столкновение с реалиями "бесплатной" отечественной медицины обернулось тяжелыми последствиями - полный паралич, обширные пролежни. Через три месяца такого "лечения" врач сам сказал: "Увозите мальчика отсюда, иначе потеряете"... В Мурманске на перроне их ждала машина скорой помощи. Женю доставили в реанимацию - с сепсисом, с температурой за 40. Медики отводили глаза: "Ничего не можем гарантировать".
В нейрохирургическом отделении областной больницы через три месяца рискнули наконец приступить к операции. Но время было упущено. Передавая оглушенной горем матери парализованного сына, медики советовали обратиться в суд с иском на кировских врачей. Но ей тогда было не до судебных тяжб. Уход за сыном требовал много сил и средств. Пришлось продать домик в той самой деревне.
Восьмиклассник Женька, прикованный к кровати, проявил невероятную силу духа. Десятый и одиннадцатый класс окончил на одни пятерки. Сейчас он студент юрфака, все курсовые, контрольные писал под его диктовку дедушка Иван Петрович. Он даже сам сконструировал тренажеры, на которых внук занимался. Все эти годы Евгений побеждал боль и отчаяние. Но у его врага есть сильный союзник - бедность.
- Это страшная мука, - говорит мама Жени - Ольга Гаршина, - знать, что ребенка можно спасти, но не иметь на это денег.
Она работает уборщицей в аптеке - зарплата копеечная. При выписке из больницы в медицинской карте Гаршина сделана запись: "Нуждается в функциональной кровати". Она позволяет больному поворачиваться на другой бок. А это значит - прощай, беспомощная неподвижность и страшные пролежни. Но кровать стоит совершенно немыслимых для мамы и деда-пенсионера денег - 64 тысячи рублей. Можно не мечтать.
Семь лет спустя Женя Гаршин смог сесть. В Мурманске всем миром собирали деньги, чтобы он поехал на лечение в Москву. И в частной клинике он встал на ноги - вопреки приговору медиков.
- Страшно было, - признается юноша, вновь и вновь мысленно переживая тот момент своего торжества. - Голова закружилась. Первый раз стоял всего несколько секунд. На второй день - больше.
Костяшки пальцев Жени замазаны зеленкой - разбил постоянными тренировками. Его день расписан поминутно, как у спортсмена перед решающим состязанием: занятия на тренажере, краткий отдых, потом мама тщательно массирует пока еще беспомощные ладони, разминая каждый палец. И снова - занятия. До полного изнеможения - чтобы не потерять ничего из того, что с таким трудом было достигнуто в клинике.
- Нет, дома я больше не пытался вставать, - говорит Женя. - Я же в клинике не сам по себе стоял, а в специальном приспособлении. Ноги вставляли в тяжелые устройства, напоминающие ботинки космонавтов, жестко фиксирующие ступни и лодыжки. За поясницу меня к тренажеру прикрепляли чем-то вроде монтажного пояса. И таким образом, каждый день, прибавляя по минуте, я и учился стоять. А через некоторое время сумел бы сделать первый шаг. Тоже, конечно, в специальном приспособлении, напоминающем "ходунки" для взрослых...
В общем, необходим новый курс лечения. Сумму, которая требуется для продолжения лечения, он даже не отважился произнести.
- Много! Девятьсот двадцать тысяч рублей - почти что миллион, - упавшим голосом тихо сказала Ольга. - Мы своими глазами видели, как клинику покидал мужчина, поступивший туда с такой же травмой. На своих ногах покидал. Я семь лет не верила. А теперь знаю: это может случиться.
Филиал Сбербанка в Мурманске N 8627/1348
Номер счета
42307 8108 4112 5211750
ИНН 770 708 3893
БИК 044705 615
Кор. счет 301 0181 03 0000 0000 615
Расчетный счет 4742 2810 1410 299 04112
КПП 5190 030 26