Пока театральные деятели спорят: нужен сегодня репертуарный театр или нет, Министерство
Пока театральные деятели спорят: нужен сегодня репертуарный театр или нет, Министерство культуры не дремлет и назначает на пост художественного руководителя Пушкинского театра в Петербурге Валерия Фокина из Москвы. Ну и что в этом плохого? - спросите вы. Ровным счетом ничего, если бы известный режиссер насовсем перебрался в северную столицу, как, например, это сделала новый мэр Валентина Матвиенко. Но Фокин не хочет бросать свой центр имени Мейерхольда в столице и поэтому всего лишь раз в неделю приезжает в императорский театр, а если не получается, то шлет записочки своим помощникам, которых у него пятеро, включая главного режиссера Александра Галибина. Ну прямо как в "Театральном романе" Михаила Булгакова, где секретарша Аристарха Платоновича (под ним автор подразумевал Немировича-Данченко) читает артистам ценные указания мэтра, отправившегося в кругосветное путешествие. Михаил Афанасьевич даже представить не мог, как в своей гиперболе будет близок к нашей театральной действительности ХХI века.
Почему разумный Фокин согласился на такой опасный эксперимент, прекрасно понимая, что творческие проблемы в театре по телефону не решаются? Может, это новый стиль руководства? А какова роль главного режиссера Александра Галибина, известного актера и режиссера, хорошо зарекомендовавшего себя на посту худрука в новосибирском "Глобусе"?.. Да, здесь есть чему удивляться. Хотя бы тому, что прежний директор Александринки Георгий Сащенко один в течение многих лет справлялся с руководством театра, а теперь для этого нужно несколько человек...
Возникает вопрос и об актерах, не имеющих права голоса и вынужденных соглашаться со всем, потому что на роли их назначают режиссеры, и вступать в открытый конфликт с заезжим худруком опасно: вдруг учинит сокращение труппы. К тому же есть слабая надежда: авось Фокин займет кого-то из них в своем новом спектакле "Два брата" по пьесе Михаила Лермонтова, который собирается ставить в Тарханах и снимать на телевидении. Пока же Александр Галибин возобновляет свою старую "Женитьбу" в новой редакции и заменяет главных исполнителей. В настоящее время в театре репетируется только один спектакль - "Маленькие трагедии" Пушкина. Его ставит Григорий Козлов, которого здесь тоже прочили на должность главного режиссера, а еще раньше - в БДТ имени Товстоногова. Сегодня и там идут баталии, и Кириллу Лаврову никак не удается убедить коллектив, что молодой режиссер Григорий Дитятковский - самая подходящая кандидатура на пост художественного руководителя. Я не знаю, чем закончится это "перетягивание каната", но мне кажется, уж лучше вырастить в театре своего лидера, чем ждать, пока Министерство культуры назначит заезжего руководителя...