ТИШИНА НАД БУГОМ,

Первые недели после введения виз для россиян, белорусов и украинцев пограничные и таможенные службы явно скучают. До сих пор регистрировалось 3 - 6 миллионов пересечений восточной границы Польши в год. Сейчас движение через Буг "обмелело". На некоторых переходах фиксируется лишь пара-тройка десятков легковых автомобилей в сутки. Непривычно опустели прежде загруженные "под завязку" электрички из Бреста до Тересполя, из Гродно до Кузницы Белостоцкой.

Обороты приграничной торговли снизились в сотни раз. Для мелких "челноков" стоимость поездок стала все-таки накладной: гражданин России или Белоруссии за трехмесячную многократную визу должен выложить 50 евро. А кроме того, введена еще одна обременительная норма: в кошельке путешественников должно быть в расчете на сутки не менее 100 злотых (25 евро) на взрослого и по 50 злотых на детей до 16 лет. Правда, эта норма не распространяется на тех, кто приезжает по полученным из Польши приглашениям.
В последние дни наблюдается некоторое оживление на границе с Калининградской областью. Это объяснимо: для ее жителей визы выдаются бесплатно, да и получить их можно не только в консульствах, но и в бюро путешествий, заплатив, конечно, за эту услугу. Но приграничный товарооборот здесь не самый большой, составляет около 50 миллионов евро в год из 700 миллионов, в которые оценивается приграничная торговля со всеми восточными соседями.
Для граждан Украины визы сделали бесплатными - за то, что эта страна не стала вводить визовый режим для поляков. Но здесь другие проблемы. Чтобы заполучить разрешительную отметку в паспорте, надо, скажем, в польском консульстве во Львове выстоять несколько суток в очереди, которая организована по талонной системе. Талонами уже торгуют втридорога спекулянты. Наблюдается и новое явление: польские пограничники обнаруживают все больше фальшивых виз.
Ущемляет интересы 500 тысяч украинцев, что работают в Польше строителями, техничками, нянями, скотниками, обязательное для всех граждан бывшего СССР правило: не менее одного раза в три месяца возвращаться к себе на родину, чтобы по-новому пройти процедуру визового оформления и пограничного контроля.
Со страниц польской прессы посыпались было упреки в адрес российской стороны за то, что в консульствах РФ возникли большие очереди, из-за чего больше всего страдают польские водители-дальнобойщики.
- Вину за то, что у нас возникли проблемы с поездками в Россию, несет в большей мере польский МИД, - считает генеральный секретарь объединения международных перевозчиков в Польше Ян Бучек. - Давно было известно, что Польша за полгода до вступления в Евросоюз должна ввести визы для восточных соседей. Однако чиновники затянули заключение соглашения с Россией. Это стало причиной того, что российские консульства в короткий срок были засыпаны потоком визовых заявок.
- Напряжение уже спало, - сказал в беседе с корреспондентом "Труда" генеральный консул Российской Федерации в Польше Артур Кузнецов. - Четырьмя нашими консульствами - в Гданьске, Познани, Кракове и Варшаве - выдано более 11 тысяч виз, из них львиная доля - для посещения Калининградской области, для чего не требуется ни оплаты, ни туристического ваучера, ни приглашения, а также для работников фирм-экспедиторов и перевозчиков, иначе говоря дальнобойщиков. Мы выдавали по пятьсот виз в день, а не по сто, как об этом неверно писала польская пресса. Тут надо учесть, что польские визы подорожали почти в три раза, а российские подешевели. Поляки, ожидая этого, тянули до последнего. Поэтому и возникло некоторое напряжение.
У наших дальнобойщиков по два загранпаспорта: один берет с собой в поездку, другой оставляет для оформления следующей визы. А у польских водителей паспорт один. И тем не менее 3 тысячи польских дальнобойщиков из тех 4 тысяч, что работают на Россию, уже имеют визы на руках. Сейчас осталась живая очередь, которая движется быстро.
Визовые проблемы постепенно нормализуются, но довести до прежней нормы движение людей и товаров через границу в ближайшие месяцы, а возможно, и годы не получится. На этом сходятся почти все эксперты. И пострадают от этого прежде всего приграничные регионы с их и без того запредельной безработицей.