- Сергей Владимирович, почему вдруг заговорили о некой опасности "российского фактора" в Крыму?
- Речь в данном случае о российских инвесторах, которые действительно пришли в Крым. По нашим оценкам, за последнее время только в пансионаты и санатории вложено около 100 миллионов долларов. Это, например, пансионаты "Море" и "Миндалевая роща" в Алуште, четырехзвездочная гостиница "Ореанда" в Ялте. Самые активные в этом плане - "ЛУКОЙЛ", ТНК, Внешэкономбанк и Национальный резервный банк России, а также предпринимательские структуры Татарстана.
В Крыму шесть территорий приоритетного развития и одна свободная экономическая зона - порт "Крым" в Керчи. Именно сюда приходят все крупные инвесторы, имеющие серьезные намерения.
- Сообщалось, что на Россию приходится около 60 процентов зарубежных инвестиций.
- Если не больше. Мы приветствуем цивилизованного инвестора, создаем всем условия для работы.
- А почему на полуостров не идет украинский капитал?
- Российский капитал мощнее, к тому же наши предприниматели находились в периоде спячки. Я все время говорил нашим крупным бизнесменам: "Куда это годится - россияне активно работают, а вы не шевелитесь!" Вроде бы начинают просыпаться. Будем надеяться, что приток украинского капитала тоже наберет силу.
- Говорят, растет влияние Турции и США на экономику Крыма...
- Инвестиции из этих стран поступают, но они не идут ни в какое сравнение с российскими. Да, здесь много живет и русских, и крымских татар. В силу своей истории и географического положения полуостров всегда был и будет в зоне повышенного интереса и России, и Турции. Но при этом мы всегда будем в составе Украины.
- Куда еще, кроме курортной сферы, идет российский капитал?
- В топливно-энергетический комплекс. Нефтяники вкладывают деньги в заправочные сети. Одна известная компания недавно купила контрольный пакет акций "Крымнефтепродуктов" и уже реконструирует инфраструктуру.
- Помнится, год назад вы говорили, что российские компании нуждаются в гарантиях для их бизнеса и инвестиций. Созданы ли они? Или Крым остается "украинской Сицилией", которой был, по вашим словам, еще недавно?
- Крым был "украинской Сицилией" до 1998 года, когда шли разборки со стрельбой. Президент страны вмешался, дал поручения силовикам. Теперь, слава Богу, всю эту "босоту" убрали. В криминальном отношении - стучу по столу - республика спокойна.
- В Крыму более 620 санаториев, пансионатов и баз отдыха, но 190 из них до сих пор фактически не имеют собственника.
- Есть закон Украины о курортах, а в нем статья 26, запрещающая приватизацию санаторно-курортных учреждений. Прежде она себя оправдывала, но сегодня является тормозом. Наоборот, идет активный процесс поиска эффективных собственников. Другого пути возрождения курортной сферы нет. Мы этот процесс поддерживаем и как только удастся отменить упомянутую статью, он пойдет быстрее.
- А пока среди формально "ничейных" санаториев немало тех, что принадлежали российским предприятиям...
- Сейчас готовится заседание межгосударственной группы на уровне глав правительств Михаила Касьянова и Виктора Януковича. Мы готовим свои предложения. Они как раз касаются урегулирования вопросов собственности по спорным санаторно-курортным объектам. По нескольким десяткам здравниц еще не подтверждены права хозяев из ближнего зарубежья, прежде всего России. Надо определиться с теми, что сейчас в подвешенном состоянии. Для нас это очень актуальный вопрос.
- В Крым едут отдыхать из России. А с дорогой все больше проблем - цены на билеты растут, на границе автолюбители томятся в пробках...
- Надеемся, это удастся поправить. Еще для нас очень важно, чтобы не вводили с Россией визовый режим. Ведь Крым живет за счет туризма. Больше 5 миллионов к нам каждый год приезжают, в основном из России. Чем больше препон на границе, тем нам тяжелее. Все эти вопросы мы хотим поставить перед правительством Украины, а оно - перед российским. Надеюсь, им удастся договориться и облегчить жизнь крымчанам и приезжающим сюда туристам.