БЕРИНГОВ ТРЕУГОЛЬНИК

В эти дни наша страна отмечает невеселую дату - 135-летие с того дня, как Россия за 7,2 миллиона долларов (меньше 11 миллионов тогдашних рублей) уступила Аляску США. Через 33 года был открыт золотоносный Клондайк, и цена полуострова подскочила до 800 миллионов. Позднее нашли нефть и газ, стоимость которых сейчас оценивается уже миллиардами. Но и это не все потери, которые несет Россия, опрометчиво отдав за бесценок свою северную территорию.

Именно тогда у бывших российских внутренних вод, каковыми являлось Берингово море, появились два хозяина. А спустя немногим более 100 лет между ними начали возникать "водные" споры, переросшие в тлеющий уже четверть века конфликт. На прошлой неделе он вспыхнул вновь - члены Совета Федерации обратились к председателю Счетной палаты С. Степашину с просьбой провести ревизию финансовых потерь России из-за несправедливого последнего разграничения морских пространств между бывшим СССР и США Соглашением 1990 года, подписанным Э. Шеварднадзе и Дж. Бейкером.
ИЗ ИСТОРИИ КОНФЛИКТА
Когда в 1977 году начали вводиться 200-мильные рыболовные зоны, оказалось, что расстояние между Советским Союзом и США на приличном протяжении меньше 400 миль, и некоторые зоны соседних стран "накладываются" друг на друга.
Для разрешения спора США предложили взять за основу линию Конвенции 1867 года, разграничивавшую морские пространства после продажи Аляски. Однако при таком разделе в американскую зону вошел участок, расположенный в средней части акватории Берингова моря, где рыбопромысловый флот СССР вылавливал около 150 тысяч тонн рыбы. Советская сторона заявила свои права на компенсацию этих потерь, и США без возражений долгое время выделяли квоты. Но в 1981 году в связи с известными афганскими событиями американцы ввели санкции в отношении Советского Союза, компенсации прекратились.
Попутно в ходе переговоров в 1977 году выяснилось, что линию разграничения стороны определяют по-разному. В результате образовался спорный участок площадью 15 тысяч квадратных миль. Тогда Минрыбхоз СССР достиг с американской стороной договоренности о совместном рыболовном промысле в этом районе разногласия закончились.
Что же заставило членов Совета Федерации опять обратиться к теме северных морских границ? Рассказывает один из инициаторов этого обращения, председатель Комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов Александр Назаров.
- Договоренность 1977 года была нарушена неожиданным подписанием Соглашения бывшими министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварднадзе и госсекретарем США Джеймсом Бейкером, в котором Америке уступался участок нашей 200-мильной зоны. В результате экономическая зона США оказалась в отдельных местах на 50 миль больше лимита, установленного международным правом, а площадь нашей водной глади соответственно на столько же была сокращена. Кроме того, по Соглашению 1990 года американская сторона получила значительные преимущества по площадям континентального шельфа в центральной части Берингова моря, находящейся за пределами 200-мильных зон обеих стран.
Естественно, американцы праздновали победу. В сентябре 1991 года "Вашингтон пост" писала: "В защиту договора государственный департамент сказал, что 70% территории Берингова моря находится под юрисдикцией США, и это дает стране на 13,2 тысячи квадратных морских миль больше пространства, чем если бы линия была проведена на равном расстоянии между побережьями". Эта потерянная часть морского пространства напоминает неправильный треугольник. Вдобавок СССР, если считать в принятой унас системе мер, отдал более 77 тысяч квадратных километров, даже не отстояв своего подхода к разделительной линии. Она прошла по изогнутой (в пользу США), а не посредине - как это изначально предлагал СССР.
ИЗ ИСТОРИИ КОНФЛИКТА
В сентябре нынешнего года, через день после того, как российские сенаторы заявили о необходимости пересмотра линии Шеварднадзе - Бейкера, американская береговая охрана задержала в Беринговом проливе российский траулер "Вийтна". Инцидент произошел в исключительной экономической зоне США. Судно попыталось скрыться в акватории экономической зоны России, однако американцы продолжили погоню в российских водах с предупреждением, что при неподчинении их приказу остановиться откроют огонь. Несколько наших кораблей пытались помешать американцам увести российский траулер в свои воды, но безуспешно, и "Вийтну" под конвоем отбуксировали в порт Датч Харбор. Госдепартамент США пригрозил хозяину судна штрафом в 500 тысяч долларов за то, что промысел велся в их территориальных водах. Судовладелец обратился за помощью к А. Назарову и председателю Комитета по международным делам М. Маргелову. Общими усилиями удалось вызволить траулер и экипаж из плена, доказав, что этот частный случай - одно из звеньев запутанной правовой цепи.
- Александр Викторович, какой выход из положения вы видите?
- Все, что можно, мы постараемся исправить в рамках российско-американской рабочей группы Совет Федерации РФ - сенат США. Самый простой выход - снова добиться разрешения российским судам добывать до 150 тыс. тонн рыбы в том районе, который отошел к США в феврале 1977 года. Есть и другой вариант - договориться о передаче этого района для промысла судам совместных российско-американских компаний. Могут быть и другие варианты, включая компенсационные. Но наиболее перспективно, на мой взгляд, совместное управление рыбными запасами по всей акватории Берингова моря.
Одновременно требует решения вопрос о восстановлении 200-мильной российской экономической зоны в той части ее акватории, где она была по Соглашению 1990 года урезана. Сейчас это положение нарушает Конвенцию ООН по морскому праву.
Что касается континентального шельфа в открытой центральной части Берингова моря, то здесь желательно проведение специальных совместных российско-американских консультаций. Мы могли бы договориться о совместной разведке, разработке и эксплуатации ресурсов этого района.
- С 1990 года прошло больше десяти лет. Почему проблема выплеснулась на страницы газет только сейчас - после обострения отношений с Грузией?
- Дума и Совет Федерации еще прежнего созыва в 1997 году отклонили вопрос о продлении Соглашения 1990 года, порекомендовав Б. Ельцину вынести его на ратификацию. Опасаясь провала, первый российский президент этого не сделал. Предложил продолжить его временное применение до завершения переговоров по спорным вопросам. Но переговоры до сих пор ни к чему не привели. Я не первый год - сначала как глава Чукотского автономного округа, а теперь как председатель Комитета СФ по делам Севера - выношу этот вопрос на суд общественности. Надо наконец заставить исполнительную власть решить эту проблему.
А если кому-то очень хочется связать наши инициативы с российско-грузинской проблемой в Панкисси, отвечу так: фигурирование г-на Шеварднадзе в историях, ущемляющих национальные интересы и безопасность России, видимо, действительно не случайно. В 1990 году он с легкостью отдал российские территории. Сегодня попустительство соседей террористам вновь наносит огромный ущерб и создает угрозу нашему государству. Мы не должны больше отступать, как сделали это когда-то советские руководители. Даже если это не нравится определенным силам в США.