Позитивным сдвигом можно считать лишь тот факт, как заявил директор департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД РФ Михаил Богданов, что "из проекта практически ушли элементы автоматического применения силы". Исключено и положение, санкционирующее использование "всех необходимых средств" в случае отказа Багдада выполнить обязательства по решению ООН.
Вместе с тем американский проект резолюции наделяет международных инспекторов ООН беспрецедентными правами и полномочиями. Они не только получают "немедленный, беспрепятственный, безусловный и неограниченный доступ" в любое место, включая президентские дворцы Саддама Хусейна, но смогут - по своему усмотрению - вывозить из страны для допросов местных ученых, должностных лиц и даже членов их семей, а также устанавливать вокруг попавших под подозрение объектов зоны, закрытые для полетов иракских самолетов и проезда наземного транспорта. А стоит инспекторам пожаловаться, что им чинят препоны, то Ирак, как формулируют американцы, должен быть готов к "последствиям".
В Париже так прокомментировали новую резолюцию: "До консенсуса еще далеко". Отчасти потому, что неплохо бы договориться о терминах. Что понимать под "последствиями"? Судя по высказываниям высших должностных лиц в Вашингтоне, составленный ими документ никоим образом не ограничивает свободу рук президента США в выборе форм воздействия на Ирак.
В Москве, как можно было ожидать, выразили разочарование тем, что основные положения новоиспеченной резолюции остались, по сути, без изменений. Как заявил глава внешнеполитического ведомства Игорь Иванов, на такой вариант мы согласиться не можем.
Вместе с тем можно усмотреть и позитивные "подвижки". Команда Буша пока еще хотела бы избежать международной изоляции и рассчитывает получить от ООН доверенность на ведение войны. Не простой, а войны нового типа, когда от власти отстраняется руководство независимого суверенного государства, равноправного со всеми остальными членами ООН.