Тем временем по стране нельзя проехать на автомобиле из конца в конец - с запада на восток или обратно: проселочную (!) трассу через 400-километровый участок тайги между Читой и Хабаровском намечено пробить только к 2003 году (задание президента В.Путина). А в настоящую дорогу с твердым покрытием она превратится не ранее 2008 года.
Дороги в России всегда строили медленно, плохо и дорого. Отечественной автодорожной техники у нас не было и нет - другие страны неоднократно озолотились на российских закупках. 60 процентов используемого дорожниками битума не соответствует даже нашим стандартам, а потому "твердое покрытие" наших автомагистралей не выдерживает даже законного 8-летнего гарантийного срока. На дорогах "экономят" - мол, нет у нас средств на полноценную автостраду, а потом ежегодно вбухивают огромные деньги на "ямочный" ремонт - это чисто российский термин. На дорогах воруют и сколачивают миллионные состояния, но крикнуть "Держи вора!" некому. Дороги у нас по-прежнему "общие", то есть ничьи.
Позорно провалился эксперимент с введением платных дорог - сегодня в этом режиме действуют три участка автострад в провинции - с малым транспортным потоком. Зарабатываемых там денег еле-еле хватает на поддержание в приличном состоянии дорожного полотна. Теперь Минтранс раздумывает, не сделать ли платными еще только проектирующиеся радиальные выезды с Московской кольцевой автодороги (МКАД).
Что думают у нас о наших дорогах вообще и платных магистралях - в частности? Готов ли народ раскошелиться, чтобы ездить с ветерком?
Виктор ШЕРШУНОВ, губернатор Костромской области:
- Проблема сохранности и строительства дорог остается чрезвычайно актуальной. Справедливости ради надо сказать, что, несмотря на затяжную полосу экономического кризиса, мы кое-чего добились в этой сфере. Например, в нашей губернии был проложен целый ряд небольших "коридоров", которые связали Кострому с севером и востоком страны, тем самым сделав область транзитной, открытой.
Но дорожный фонд постоянно требует средств, а их мало. Так что идея платных магистралей имеет под собой определенное основание. Практически во всех развитых странах мира есть дороги платные. Однако параллельно с ними обязательно существует сеть тоже очень неплохих трасс, но бесплатных, общедоступных. Реально ли в России в обозримом будущем создать и то, и другое? Сомневаюсь.
Игорь КИРИЛЛОВ, диктор ТВ:
- Конечно, лучше заплатить, но проехать по нормальной дороге, на которой нет пробок. Я полвека вожу машину. Езжу в основном по Москве, Подмосковью. От моего дома до Останкино всего 13 километров, но на преодоление этого маршрута иногда уходит больше часа. Очень тяжело стало ездить по Садовому кольцу, Новому Арбату.
Сергей ИВАНЕНКО, депутат Госдумы, первый заместитель руководителя фракции "Яблоко":
- Верно, платные дороги строятся во всем мире. И этот опыт можно перенять. Я видел за границей отличные скоростные трассы, ведущие в аэропорты. Это действительно удобно. Но мы не заграница. Боюсь, как бы опять не вышло по принципу: хотели, как лучше...
Поэтому, прежде чем экспериментировать с платными дорогами, надо принять соответствующий закон. А в нем предусмотреть некоторые ограничения. Например, недопустимо вводить плату за проезд по тем участкам, которые водитель избежать не может. Я не представляю счетчики на столичном Садовом кольце. В крупных городах с этим делом надо быть очень осторожными. И в Питере, и в Москве могут быть платными разве что отдельные эстакады.