- Андрей Николаевич, в 93-м вы были советником Черномырдина - он был премьер-министром. Потом ушли из-за несогласия с экономической политикой правительства, создали свой независимый Институт экономического анализа, жестко критиковали действия властей. Теперь вернулись "во власть". Что, появилась возможность проводить свои идеи, считаете, что нынешний курс правительства созвучен вашим представлениям?
- В феврале 1994 года я действительно покинул правительство из-за несогласия с его действиями. Курс, который проводился, вел страну к катастрофе. И как это ни печально, так и произошло: в октябре 94-го случился "черный вторник", осенью 94-го - зимой 95-го пришла мощная волна инфляции, в августе 98-го - валютный кризис и дефолт. Тогдашнее правительство успешно строило тот самый олигархический капитализм, с которым значительная часть наших граждан не может смириться.
Весной этого года появился шанс на изменения. В России был избран новый президент. Мы несколько раз с ним встречались, обсудили детали нашего возможного сотрудничества, после чего он пригласил меня стать его советником. И я посчитал, что надо попробовать использовать этот шанс.
- Ваше мнение о Владимире Путине?
- Президент - человек энергичный, корректный, внимательный к людям. Выводы делает после тщательных обсуждений и консультаций. Причем не только с теми, кто работает в исполнительной власти, но и с законодателями, независимыми экспертами. Он терпим, не закрыт для самых разных мнений, для разных людей. Решения принимает сам.
- Вы считаете, что положение в экономике за последнее время реально улучшилось?
- В последние полтора года в России идет экономический рост. Идут споры по поводу того, что явилось его причиной. Называются и внешние факторы - высокие цены на энергоносители на мировом рынке - и внутренние - девальвация рубля. В 98-м большинство экономистов называли падение рубля катастрофой, лишь меньшинство, включая и представителей Института экономического анализа, настаивало на том, что рубль надо было девальвировать. Сегодня положительный вклад реальной девальвации рубля в преодолении экономического кризиса признан всеми. Кроме того, важными факторами экономического роста стали вполне осознанные действия властей, изменение характера бюджетной и денежно-кредитной политики. В этом году был наконец ликвидирован бюджетный дефицит. Институт экономического анализа выступал за это в течение предшествующих шести лет.
- Благодаря чему же удалось ликвидировать бюджетный дефицит?
- Правительство в 98-м и 99-м годах сумело существенно снизить расходы - практически по всем статьям. Удалось и увеличить бюджетные доходы, в том числе за счет более высоких цен на нефть в 99-м и нынешнем годах. В результате дефицит был ликвидирован, появился даже некоторый профицит. Если же нет дефицита, то государство не предъявляет спрос на кредиты частного сектора. Следовательно, больше средств остается для реального производства. Наличие дефицита бюджета приводило к тому, что государство, собирая налоги с населения, платило ими проценты по займам кредиторам. По существу, государство перераспределяло экономические ресурсы страны в пользу финансовых посредников. Ликвидация бюджетного дефицита позволила прекратить такую политику, а также существенно уменьшить объемы внешнего кредитования. Вот уже более года, с июля 99-го, мы живем без кредитов МВФ. И это тоже является благом - кредиты развращают страну, позволяют жить не по средствам, а вслед за этим приходит неминуемая расплата.
- Что, на ваш взгляд, надо предпринимать, чтобы сохранить эти тенденции?
- Макроэкономическая политика, хотя и не без греха, в целом остается приемлемой. Что же касается так называемых структурных реформ, то здесь прогресс скромный, а в ряде случаев наблюдается и регресс. Наше общество пока еще не преодолело социалистический популизм. Государство не может быть всеобщим собесом. Есть конкретный перечень обязанностей государства, которые, кроме него, никто эффективно не может выполнить. Прежде всего это оборона и безопасность страны, в том числе личная безопасность граждан, защита прав собственности, создание благоприятных условий для хозяйственной деятельности.
Мы пока еще с трудом понимаем, на каком уровне, в каком положении находится страна. Производство падало последние десять лет, уровень жизни миллионов людей чрезвычайно низок. Но это не просто результат последнего десятилетия или даже последних пятнадцати лет. Если посмотреть непредвзятым взглядом на нашу историю, то мы увидим, что замедление экономического и социального развития идет по меньшей мере в течение трети столетия - начиная с 60-х годов. Причины этого лежат еще глубже, еще дальше - в трагической истории страны в XX веке. В революции, гражданской войне, в коллективизации, в голоде, во второй мировой войне. Результатом стали тяжелые, хронические болезни нашего общества. Наше общество больно и физически, и технологически, и демографически. Сегодняшние показатели России относительно мировых хуже, чем были в 1913 году. Хотя и тогда Россия была далеко не высокоразвитой державой. И все же удельный вес в мировой экономике той небогатой страны с полуграмотным населением был больше, чем нынешней России.
Почему об этом говорю? Потому, что хронические болезни нельзя вылечить ни за один день, ни за один год.
- Но ведь всегда в ходу известные вам "контраргументы": Советский Союз построил мощную индустрию, мы выиграли Великую Отечественную, с нашей страной считались в мире...
- Мировая держава была создана за счет чудовищного истощения человеческих ресурсов. Глубокое общественное понимание этого еще не пришло.
Мы - бедная страна и, как ни горько, должны признать это. И думать о том, какие выводы надо извлекать из трагичной истории XX века.
- Но ведь пятнадцать лет тому назад началась перестройка. Планы были грандиозные. Неужели и эти годы потеряли?
- Произошли важные перемены в сознании, появились демократические институты, хотя и несовершенные, окрепла свобода слова. Проводятся выборы.
- А в экономике?
- Результаты смешанные. С одной стороны, созданы основы рыночной экономики. С другой - продолжалась популистская, социалистическая по существу политика...
-Именно поэтому у нас так много бедных людей?
- Экономическая политика велась таким образом, что сохранялось и усиливалось государственное перераспределение финансовых ресурсов, причем в пользу богатых. Государство субсидирует жилье. Кто от этого получает больше: владельцы больших квартир или жители коммуналок? Другой пример: вот введена пошлина на сахар. Цена сахара подскочила. По кому это ударило в первую очередь? Да, конечно же, по менее состоятельным. Государственное регулирование увеличивает дифференциацию общества, усиливает перераспределение доходов от бедных к богатым.
- Что же, на ваш взгляд, должны понять общество, власть, чтобы можно было вести разумную политику?
- Понять, что мы, увы, слабая страна, что мы - бедная страна. Наша экономическая политика должна исходить прежде всего из этого. Признавать это больно, но мы - уже не великая держава. Но это и не повод для отчаяния. Есть немало стран среднего размера, которые не так плохо живут и достаточно быстро развиваются: Испания, Мексика, Бразилия, Чили, Таиланд, Польша, Тайвань, Южная Корея.
Если мы это поймем, то сможем проводить политику, отвечающую нашим возможностям, а значит, и интересам большинства граждан. Это и будет наиболее эффективная и демократическая политика.