Вначале предполагалось, что попытки проникновения в подлодку спасатели начнут с 9-го отсека. Именно в нем расположен аварийный люк, к коммингс-площадке которого в августе безуспешно пытались пристыковаться наши глубоководные аппараты, стремившиеся на выручку попавшим в беду морякам. Предварительный план к нынешней операции строился в расчете на тот самый люк, ведь еще в августе его удалось отдраить норвежцам и заглянуть внутрь лежащего на дне корабля. Более тщательные расчеты, произведенные уже на борту многофункциональной платформы "Регалия", зафрахтованной нами в Норвегии для подъема тел погибших подводников, показали, что такие действия были бы слишком рискованными для водолазов. Выхода не осталось - надо резать борт "Курска". Однако если так, то и делать это решили сразу в 8-м отсеке. Откуда в случае успеха проще пробиться в соседние 9-й и 7-й. Кстати, изменения плана операции тут же вызвали беспокойство норвежских экологов, по понятным причинам пристально следящих за происходящим в районе катастрофы...
Представитель их организации "Беллуна" заявил даже, что теперь сомневается в истинности объявленных целей водолазов - попытке поднять на поверхность уцелевшие тела подводников "Курска".
По предположениям обеспокоенных экологов, для проникновения в подлодку, скорее всего, резать придется не одно и не два технологических отверстия. Это сильно ослабит жестокость корпуса "Курска". Тогда запланированные на следующее лето попытки поднять крейсер со дна Баренцева моря могут кончиться его разломом. Как поведут себя при этом пока заглушенные реакторы "Курска" - об этом и думать не хочется.
Военным же водолазам сомневаться не велено. Они круглосуточно делают свое дело. И делают, надо признать, быстро и профессионально. Спасатели уходят на грунт с борта "Рейгалии" в глубоководном колоколе двумя группами по три человека в каждой. Вместе с норвежцами на погибшую лодку по очереди спускаются 12 лучших российских спасателей. В минувшее воскресенье они сравнительно легко вскрыли легкий корпус крейсера. Намного больше усилий пришлось потратить на резку 55-миллиметровой толщи прочного корпуса. Однако менее чем за сутки справились и с ним. Через образовавшееся вначале небольшое отверстие были взяты пробы водоэмульсионной смеси, находящейся внутри 8-го отсека. Все оказалось в пределах нормы. Тогда водолазы принялись расширять технологическое отверстие до эллипса размером 120 на 110 сантиметров - именно столько требуется, чтобы в мертвый отсек безопасно вошли водолазы.
По словам вице-премьера правительства РФ Ильи Клебанова, возглавляющего правительственную комиссию по расследованию причин аварии АПЛ "Курск", глубоководная операция в Баренцевом море идет по графику. Не позднее завтрашнего дня, обещает Клебанов, первые тела подводников могут быть подняты на поверхность.
Согласно штатному расписанию, в момент катастрофы в 8-м отсеке должны были находиться семь подводников: капитан-лейтенант Садиленко, мичман Кузнецов, старшина 2-й статьи Кесслер, старший мичман Борисов, матросы Мартынов, Сидюхин и Борисов.
Вопреки опасениям на ходе операции, скорее всего, непогода не скажется. Да, в Баренцевом море с воскресенья усилился шторм, упала видимость и температура. Идет дождь, ожидаются снежные заряды. Но норвежской платформе "Регалия" все это, судя по всему, нипочем. Спуски водолазов с нее возможны при высоте волн до 6 метров. А до этого, по мнению метеорологов, дело не дойдет.
В тени трагических событий едва не осталось известие, редкое по нынешним временам. Пробоину, образовавшуюся во флотском строю после гибели "Курска", готова заполнить крейсерская атомная подводная лодка "Гепард", построенная в Северодвинске. Ее швартовые испытания завершаются на этой неделе. Как планируется, после еще и ходовых испытаний в декабре нынешнего года "Гепард" войдет в боевой состав Северного флота. А со стапелей знаменитого Севмашпредприятия спущен собрат нового атомохода - "Кугуар". Флот ждет его на вооружение в 2001 году.