Популярная певица – о телепроекте «Дуэты» и шоу «Пятый океан», которое обобщит весь ее творческий путь
На канале «Россия» стартовало шоу «Дуэты», где популярным артистам ставится экстремальная задача: спеть экспромтом с неизвестным партнером, которого ты не только не видишь, но и голос его доходит до тебя неузнаваемо измененным компьютерными фильтрами. Да еще надо угадать, кто это. Одной из отважившихся на жесткую «проверку слуха» стала Анита Цой. О том, каково пройти подобное испытание, а также о собственном проекте «Пятый океан», премьера которого, отложенная из-за пандемии на восемь месяцев, наконец состоится 1 октября в Кремле, об артистическом и человеческом опыте всей жизни, который в этом юбилейном шоу спрессован – наша беседа с певицей.
– Анита, чем заинтересовали «Дуэты»? Неужели в твоей жизни не хватало ярких экспромтов?
– Хватало, но подобного я не делала никогда. Согласись, это вызов – сделать дуэт без единой репетиции, даже без понимания, с мужчиной или женщиной ты поешь. Уже сама эта загадка невероятно интригует. Надо отдать должное аранжировщикам и живому оркестру, которые работают на шоу. Им удалось так выстроить музыкальный материал, что петь было комфортно обоим участникам. А ведь у меня очень индивидуальный тембр и вокал, «спеться» со мной достаточно сложно. Но, во-первых, я сама как профессионал могу подстроиться под партнера. Во-вторых, у нас с Надеждой Бабкиной – а это оказалась она – произошла музыкальная магия и выстроилась гармония на сцене. Наши вокальные манеры абсолютно совпали в очень непростой песне «На тот большак».
– Ты догадывалась, кто скрывается по ту сторону стены?
– Пыталась сперва «вычислить», но быстро поняла, что по звуку в наушниках это сделать невозможно. И тогда единственной, к кому обратилась моя мысль, стала Алла Борисовна Пугачева. Та, которая в свое время подарила этой песне совершенно новое звучание, высокий градус драмы. Увидеть же Надежду Георгиевну вообще не ожидала. Думаю, что наши эмоции все выразили без слов.
– Но, как я понял, у тебя и прежде случались импровизации…
– В этом году в моей дискографии появился неожиданный дуэт – новая версия любимого хита «Небо». Некоторое время назад я проводила в сети конкурс каверов, и его выиграла неординарный блогер, певица и автор песен Люся Чеботина. Мы познакомились и совместно записали трек «Новая я». А спустя год организаторы одной музыкальной премии предложили мне создать для их торжественной церемонии специальный номер на «Небо» в симфонической обработке и в коллаборации с молодым артистом. Так родился наш новый яркий дуэт и номер. Настолько успешный, что мы выпустили его отдельным синглом.
– Не было ли мыслей в каком-то виде вернуться к оперному опыту, который ты однажды попробовала в дуэте (снова в дуэте!) с Любовью Казарновской?
– Никогда не говори «никогда»… Мой музыкальный путь – постоянный эксперимент, вызов самой себе. Пробовать себя в разных жанрах безумно интересно. Ты прекрасно знаешь, что я одна из первых начала читать рэп в песне «На Восток», смело работала в жанре R’n’B, когда о нем в нашей стране только начали узнавать. Уверена, масса творческих экспериментов еще впереди. Как знать, может, и на оперной сцене когда-то вновь удивлю поклонников.
– Ты кореянка – а с направлением K-Pop, продвинувшим корейскую музыку на весь мир, как-либо связана? В чем секрет их взрывной популярности?
– Этот секрет – в новейших IT-технологиях, колоссальной работе с социальными сетями и мобильными приложениями. На самом деле K-Pop – далеко не только про музыку, это целая субкультура. Исполнители – настоящие кумиры и ролевые модели для миллионов поклонников, они диктуют моду, весь стиль жизни. Разве можно не влюбиться в таких красавчиков? Но, конечно, ничего бы не было, если бы каждый исполнитель или группа не представляли собой очень четко и грамотно продуманный музыкальный продукт, настоящий театр, где собрано все лучшее из западной поп-культуры и добавлен неповторимый восточный колорит. Здесь каждый штрих – результат работы армии продюсеров, нацеленных на 100-процентное попадание в сердца поклонников. Всегда сумасшедшие по зрелищности и технологии шоу, запоминающиеся мелодии, крутейшие танцы, яркие клипы… В эту колоссальную работу артисты включаются с детства: в возрасте 9-10 лет их собирают в группы, они живут в одном доме, вместе учатся и почти круглосуточно занимаются вокалом и танцами. Настоящие фабрики звезд! Какие-то элементы кей-попа успешно использую и я в своих шоу и клипах – подобный масштаб, эстетика, яркость у меня в крови. Но полностью уходить в этот жанр не хочу, все-таки он – для совсем молодых. А вот сделать кей-поп-коллаборацию было бы здорово.
– Известно, что ты поддержала выступление таджички Манижи с песней «Русская женщина» на «Евровидении». А тебе самой когда-нибудь приходилось сталкиваться с национализмом и шовинизмом?
– Впрямую – наверное, нет, все-таки я росла в СССР, где вопрос национальности не стоял так остро. Но, признаюсь, в детстве, оказываясь в коллективе, постоянно испытывала нехватку любви и внимания. В классе была то самая маленькая по росту, то самая узкоглазенькая, то самая черноволосенькая. То какие-то мои способности выпирали — и это бесило людей. Ты им помогаешь – и они же тебя не любят: как так? Я решила: надо начинать с себя — даже при составлении списка гостей на день рождения. Мера вынужденная, но она принесла плоды: оказалось, мое внимание тоже людям важно. А как только я получила три образования, стала более грамотно подходить к своему здоровью, внешнему виду — окружающие заметили: а она-то, смотри, интересный, волевой человек, можно от неё чего-то ждать. И начали тянуться ко мне, даже в любви признаваться. И бизнес мой пошёл вперёд, и семья разрослась. Сама же я поняла: чем увереннее и сильнее ты себя чувствуешь, тем больше можешь помочь людям.
– Твое шоу «Пятый океан» отложилось на полгода с лишним из-за пандемии. Как вообще она сказалась на твоей карьере, жизни?
– Конечно, поломала планы, сократила доход. Но и неожиданным образом дала хорошее: вынужденно проводя совещания и даже кастинги к шоу онлайн, я сэкономила время, которое бы просидела в пробках. Ну и впервые за 20 лет бесконечных гастролей смогла толком побыть с семьей, мужем. Занялась хозяйством не набегами, а фундаментально. В доме мы соблюдали самые строгие меры самоизоляции, но несмотря на это хитрый коронавирус все-таки проник к нам, и я заболела. 19 дней провела на больничной койке. Тяжесть заболевания – средняя, но это на врачебном языке, а по-человечески скажу – было реально тяжело.
– Что увидит и услышит публика 1 октября? И почему «Пятый океан»?
– Я как как режиссер-постановщик многих шоу, успешно объехавших мир, определила свою жизнь как пять океанов-десятилетий, которые и будут отображены в юбилейном представлении. 80-е годы – время диско, попавшего в нашу страну через кассеты и навсегда влюбившего нас в этот жанр. 90-е – русский рок, требовавший перемен, они же и пора моего первого появления на сцене с песней «Полет», когда мы с единомышленниками жгли в поп-роке конкретно, отстаивая свои интересы и поднимаясь на ноги. 2000-е – жирные и нефтяные, у всех все хорошо, и звучит R’n’B – музыка любви, страстного секса, богатства… И вот сегодняшний день, накрывший нас стеклянным колпаком – ни обнять друг друга, ни поцеловать… Болезни, природные катаклизмы –планета доведена до катастрофического состояния, и виноваты в том мы с нашей прошлой разгульной жизнью, желанием получать наживу, не думая о последствиях.
Вот о чем будет мое шоу. Постараемся удивить и костюмами. Для создания образов 70-х, 80-х, 90-х, 2000-х я позвала Валентина Юдашкина – кто лучше него может «схватить» атмосферу? А так как из-за закрытия границ не было возможности купить правильные материалы, Валя открыл нам свои закрома, где нашлись настоящие сокровища – ткани тех лет. Еще он позвонил друзьям во Францию, Америку, Германию, и те на блошиных рынках собрали одежду прошлых десятилетий. Вещи не бросовые, а известнейших мировых брендов, но обошлись они в копейки, потому что вроде бы никому уже не нужны. Как только границы приоткрылись, мы завезли эти мешки с «рыночным хламом», как мы его назвали, перешили, и получился уникальный набор.
– А что с оркестром, кто делал аранжировки?
– Мне удалось собрать уникальный симфонический коллектив из лучших музыкантов самых прославленных оркестров страны. Это более 60 человек, 128 каналов живого звука. Все аранжировки – эксклюзивные, сделанные выдающимися профессионалами – Денисом Копытовым, Алексеем Сахаровым, Кириллом Уманским, так что даже знакомые песни обретут совершенно новое звучание под дирижерским управлением маэстро Игоря Разумовского.
– Знаю, что ты в самый неподходящий момент сломала ногу. Ты мужественный человек, имеешь опыт быстрого восстановления после жестокого падения в шоу «Цирк со звездами». Но все же у человеческого организма и медицины свои законы. Может быть, поберечься, поэкономить движения, а то и в ортезе на сцену выйти? Зрители поймут…
– В шоу «Пятый океан» очень непростая сцена, на ней тяжело работать, тем более танцевать на каблуках. Но мы не из тех, кто сдается. Как только первого сентября на съемках клипа в Турции я получила травму, сразу вспомнила наших олимпийцев, совершающих подвиги ради спортивной славы страны. Позвонила Евгению Плющенко, которому в 2014 году из-за травмы позвоночника эксперты с мировыми именами прочили инвалидность, но он остался в строю. Женя порекомендовал врачей, восстанавливающих олимпийскую сборную по футболу и другим видам спорта, они мне прописали специальное, как я говорю, реактивное, ракетоносное лечение. Плюс ко всему отозвался мой старый хороший друг – не врач, но он всегда поддерживал боксеров, и у него есть аппаратура, когда-то купленная им для сборной России. Он дал мне маленький чемоданчик стоимостью полмиллиона долларов, который на 70 процентов ускоряет сращивание тканей. Сейчас, спустя неделю лечения, мы находимся на этапе мощной борьбы, я уже хожу без коляски и даже без костылей, но пока в ортопедическом сапоге. По прошлому опыту, когда очень болела рука, но я все равно, пусть на обезболивающем, сыграла на скрипке, чувствую, что и теперь все будет хорошо, мы выйдем и сделаем это шоу. По-другому просто быть не может.
– Год для тебя был тем более тяжелым, что ты потеряла самого родного человека – маму…
– Мама у меня была очень позитивна и страшно любознательна. В свое время приехала из Хабаровска поступать на химфак МГУ. Влюбилась в Москву, ходила по музеям и театрам, семимильными шагами наверстывала то, что невозможно было получить в плане образования и культуры на Дальнем Востоке. Плюс великолепно играла на фортепиано, ей еще в Хабаровске Дмитрий Кабалевский подарил собственноручно подписанные ноты как лучшей ученице школы. И, конечно, пыталась все это в меня, маленькую, вложить, чтобы я сама потом решила, кем буду в жизни. Ее уход – огромная утрата. Но мама же научила меня никогда не отчаиваться. Она сама была борец и говорила: «Глаза боятся, руки делают, поэтому вставай, ни у кого помощи не проси, а все старайся делать самостоятельно». Так что – жизнь продолжается.
– Я не ослышался, когда ты недавно сказала, что прекращаешь постановки больших шоу? Мне трудно представить, что ты отсекаешь от себя такую важную часть карьеры.
– В дни моего 50-летия кто-то из журналистов попросил перечислить пять моих главных побед. И одной из них я назвала то, что смогла реализовать на сцене все одиннадцать шоу-программ, которые в разные годы задумывала. Такого результата даже у Мадонны с Бейонсе нет. Так что сегодня могу с полной ответственностью сказать: «Пять океанов» – действительно заключительное большое шоу, которое Анита Цой поставила как режиссер-постановщик. Конечно, еще будут концерты – большие, маленькие, будут гастроли, песни, клипы, без чего жить никак нельзя, но вот шоу я говорю: до свидания. Я много сделала, меня «проходят» в Корее в институтах культуры, конечно и в России тоже. Хватит, сейчас слово за молодыми режиссерами.
– На что переключишься?
– Уже много лет я возглавляю Театр-студию «Браво», созданную в Ростове-на-Дону на базе Донского государственного технического университета. Горжусь, что за эти годы она превратилась в полноценный образовательный центр со всеми ступенями образования: музыкальная школа, магистратура и кафедра при ДГТУ. Мы ежегодно проводим большой международный фестиваль «Имена России». Наши воспитанники получают призовые места на крупных мировых конкурсах…
– Говоря о победах, ты скромно умолчала, что в этом году получила звание народной артистки России.
– Вот честно – о присвоении узнала из интернета. Сначала не поверила – ну невозможно это, хотя мечта такая у меня была. Но вскоре пришло приглашение в Большой театр, где меня официально поздравила министр культуры… Кто бы как ни относился к подобным званиям, в нашей стране это – высшая степень признания. Большое спасибо каждому участнику той огромной комиссии, куда входит элита нашей культуры, заслуженнейшие люди страны, так высоко оценившие мои творческие работы и благотворительную деятельность.
– Заметь, не я сказал про твой возраст. Но раз уж зашла речь – как ты к нему относишься?
– Никогда не поверю женщинам, которые говорят: «О, «полтинник», ерунда, я прекрасна, у меня все хорошо, на лишние морщинки не обращаю внимания». Да нет, конечно, и у мужчин, и у женщин 50 – один из переломнейших моментов, когда всерьез задумываешься не только о внешности – обо всем, что ты в своей жизни сделал. Это очень непростые мысли, мне одно время даже казалось, что я впала в депрессию. Ты себе представляешь: Анита Цой – и депрессия?! Но вот так получилось. Коронавирус отвлек от хандры – и в семье, и на работе надо было сплотиться в борьбе с этим злейшим врагом. И сейчас, когда прошло приблизительно полгода с моего дня рождения, я только-только начинаю понимать: возраст-то отличный, и жизнь прекрасна. Просто чтобы она таковой оставалась, надо здорово работать.