Оказывается, жертвами убийств в сериалах становится куда как большее число людей, нежели их гибнет от рук реальных душегубов
Лет пять назад «Труд» налег на «занимательную арифметику». Он посчитал, сколько убийств совершается в сериалах, идущих на федеральных каналах, в течение одного дня. Потом помножил результат на 365. И выяснил, что жертвами наших деятелей телевизионных искусств становится куда как большее число людей, нежели их гибнет от рук реальных душегубов. А это нехорошо. Ведь таким образом в шкале нравственных ценностей «ящик» ниже плинтуса опускает человеческую жизнь.
С тех пор была Керчь, Казань. В отечественный лексикон понемногу вошло слово «колумбайн». Теперь вот Пермь. И снова на ТВ важные господа говорят о необходимости строгой охраны в школах, об ужесточении правил продажи оружия. В это же время на соседних «кнопках» стреляют на поражение, душат, топят, бьют топорами по головам...
С одной стороны, понимаем, это, конечно, разговоры в пользу бедных. Детектив давно стал любимым жанром народа. А что за детективы без трупов?! С другой стороны, по классической схеме преступления там все-таки раскрываются, наступает неизбежное наказание. Она, схема эта, работает и в большинстве сериалов, но только в той части сюжета, что касается линии главных героев. Второстепенных же «мочат» походя, не заморачиваясь сантиментами.
Сейчас вот на НТВ идет новый сезон «Шефа». Вполне себе качественный продукт, свидетельством чему — верхняя строчка в топе самых рейтинговых сериалов недели. Он хорошо придуман, держит в напряжении, несмотря даже на неизменно каменное, лишенное всяких эмоций лицо актера Андрея Чубченко, сыгравшего центрального персонажа. Наверно, именно таким и должен быть неподкупный генерал МВД, тем более что ему постоянно приходится иметь дело не только с бандитами, но и с оборотнями в погонах всех званий, окружающими его в неимоверном количестве. Так вот, ежевечерне в «Шефе» умертвляют разными способами не менее десятка человек. В нынешнем сезоне 20 серий. Вот и считайте. Впрочем, среди убиенных по большей части разные мерзавцы.
Это тоже закон жанра — гибель третьестепенных героев должна восприниматься так, будто прихлопнули комара. В «Шефе», например, есть такой эпизод . Киллер получает срочный заказ. Он всегда орудует на пару с женой, и сейчас, перед тем, как отправиться на задание, супруги спорят из-за своей крохотной дочки. «Надо успеть покормить ее», — переживает женщина, но муж против: дело важней, а ребенком займется няня. Потом обоих убивают. Но у зрителя ни на секунду не возникает мысль: что же теперь с малюткой-то будет? Собакам — собачья смерть.
У американского классика Торнтона Уайлдера есть роман «Мост короля Людовика Святого». Сюжет там таков: в результате обрушения висячего моста погибают несколько человек. Просто одновременно оказались в ненужном месте в ненужное время. Бывает. Но монах-францисканец собирает сведения о несчастных и пишет книгу. В результате читатель становится свидетелем пяти судеб, вызывающих глубокое сопереживание.
А теперь вспомним сцены многочисленных автомобильных погонь в боевиках, где на пути спасителя человечества встречные машины шарахаются в стороны, переворачиваются и эффектно взрываются. Но ведь в них — живые люди, не так ли? А вдруг там дети? Беременная женщина? Ученый, стоящий на пороге великого открытия? Да плевать. Аудитории важна участь крутого парня, остальные не в счет.
На том же НТВ в эфире есть еще и «Морские дьяволы», и «Балабол», а на Пятом канале — «Учитель в законе», «Ментозавры», «След». И везде — пиф-паф, ой-ой-ой. Морги работают с перегрузкой...
Разумеется, любому дураку известна кровожадность этих каналов. Хочешь чистого и светлого? Тогда иди на «Россию» или на «ТВ-Центр», получишь свою порцию Золушек и олигархов на белых конях. Ага, сейчас! Читаем анонс «Подражателя», идущего на главном госканале: «В Петербурге происходит убийство, которое детально воспроизводит преступление двадцатилетней давности». А вот на втором из упомянутых вещателей — там да, сериал про любовь. И название соответствующее — «Сельский детектив. Кровь рифмуется с любовью».
Ладно, черт с ними, криминальными сериалами. Переключим, что ли, на душку Малахова? А там в «Прямом эфире» — расследование того, «как у жительницы Волгодонска было четыре мужа, каждый из которых ушел в мир иной, оставив ей в наследство свою недвижимость». Мрак.
Или вот еще. Премьера НТВ — программа «За гранью». От проекта ждали историй о людях, «чья жизнь находится за гранью общепринятого понимания». Читаем анонс одного из первых выпусков: «Стокилограммовая мачеха оставила падчерицу круг-лой сиротой, когда задушила ее отца ягодицами»... Мелковато, конечно. Будь та самая дама героем боевика, она бы перекрыла доступ кислорода десятку террористов.
Но при чем здесь колумбайн, упомянутый в начале? Молодежь-то телик не смотрит. Тут уж, скорей, о компьютерных стрелялках надо вспоминать, где тоже льются реки крови...
А при том, что ТВ, как уже было сказано, формирует отношение общества к разным аспектам бытия. И реальные трагедии на фоне вышеописанного практически перестали задевать за живое. Доказательства? Пожалуйста. Наши эфирные идеологи сначала проклинают пермского мерзавца, расстрелявшего своих однокашников, а потом меняют тему и с воодушевление призывают прокатиться на танках до Львова или вообще превратить кого-нибудь в радиоактивный пепел.