Этот скандал продолжается уже неделю, и худой мир после доброй ссоры никак не наступает. Верные союзники «утопили» Франции 12 подлодок. НАТО трясет, да и как может быть по-другому? Англосаксы сговорились за спиной Франции и без предупреждения разорвали ее гигантский военный контракт с Австралией, заключенный в 2019 году.
Стоимость проекта, предполагавшего поставку от французской Naval Group 12 новейших субмарин для австралийских ВМС, достигала 56 млрд евро. Ирония судьбы в том, что взамен французских дизель-электрических лодок американцы пообещали продать Канберре восемь своих ядерных подводных ракетоносцев на ту же сумму, но с локализацией производства в Австралии. В обмен Пентагон получил регионального союзника в противостоянии с Китаем. До того австралийцы сами отказались от французских подлодок на ядерном ходу, так как считали себя безъядерной державой.
И Париж задохнулся от злобы. Спустя 48 часов после аннулирования в пользу США соглашения на поставку французских подлодок Париж отозвал своих послов из Вашингтона и Канберры для консультаций. Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан не выбирал выражений: «В этой истории проявились двуличие, презрение и ложь. В отношениях с союзником так себя не ведут. Это нож в спину». По его мнению, у Франции есть основания задать себе вопрос «о надежности союзнических отношений с США». Поскольку англосаксы поставили себя на ступеньку выше остального Запада, заключив против КНР тройственный договор AUKUS, то НАТО затрещала по швам.
Политолог Бернар Бади напоминает: отзыв Парижем своего посла в США для консультаций — это то, чего не происходило с момента Войны за независимость. «На языке дипломатии — это способ выразить негодование и недовольство. Сейчас к тому же это один из способов донести, что пора пересмотреть историю наших отношений; что сама идея НАТО, наследия холодной войны и биполярности, себя исчерпала».
Макрон воспринял предательство Байдена как глубочайшую личную обиду. Удар пришелся к тому же на его избирательную, по сути, кампанию к апрелю 2022 года. AFP сообщило, что посольство Франции в Вашингтоне отменило торжества по случаю 250-летней годовщины Чесапикского сражения — решающей битвы Войны за независимость США от Британской империи. The New York Times узнала, что высокий чин ВМС Франции, прибывший в США на празднование, вернулся в Париж досрочно. Бывший посол Франции в США Жерар Аро так определил случившееся между союзниками: «Америка бросила нас, вернемся к истокам голлизма». Только генерала де Голля, готового рискнуть карьерой ради престижа страны, больше нет. Оппозиционные кандидаты в президенты во Франции предлагают выйти из командования НАТО, как когда-то в 1966 году сделал де Голль. Но Макрон не де Голль.
Францию предали не только за океаном, но и в Евросоюзе. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сгоряча заявила CNN, что разрыв Австралией контракта с Францией в пользу США является неприемлемым и осложнит отношения США и ЕС. Проблему вынесли на закрытую встречу глав МИД стран ЕС на полях Генассамблеи ООН. А спустя всего день Урсула отыграла назад, успокоив, что, мол, AUKUS никак не нарушает дружеских отношений Вашингтона с Евросоюзом. Брюссель боится ссориться с могучим Большим братом даже ради Парижа. Предательский перехват мегаконтракта отнесут к чисто коммерческому спору. Хотя потеря 56 млрд евро превышает бюджеты малых стран ЕС, бьет по экономике Франции, а срыв заказа пускает под нож целую технологическую отрасль в Европе, оставляя монополию за США. При любом раскладе новое политическое поколение в Европе эту историю, конечно же, запомнит. А с уходом Меркель в ФРГ начнется смена правящих элит и во многих странах ЕС. Разные политические силы, не только во Франции, начинают задумываться, особенно после Афганистана, что союзники по НАТО системно участвуют в сомнительных с точки зрения морали войнах за чужие (американские) глобальные устремления. Хотя предложения Парижа о стратегической автономии, собственной оборонке и армии Евросоюза были отложены под сукно не в первый раз, после англосаксонского «заговора» они становятся нагляднее и актуальнее.
Для старушки Британии особое партнерство в сфере безопасности с США и Австралией является прорывом ее внешней политики после Брекзита и напоминанием о «владычице морей». «Если и были вопросы о том, что такое «Глобальная Британия», то партнерство AUKUS приблизило нас к этому», — отрапортовал Борис Джонсон в Палате общин. Для премьер-министра этот шаг означает самостоятельную роль Лондона в мире без Евросоюза, открытость для новых партнерств и закрепление своего присутствия в Индо-Тихоокеанском регионе. До сих пор стратегия Джонсона «Глобальная Британия» ничем не блистала: военный провал в Афганистане и изоляция по вопросу о Северной Ирландии. Теперь в Вестминстере Борис поздравил себя с победой. Неясно, правда, над кем: над союзной Францией, что ли?
Вопрос о замирении единой Европы с Россией в контексте обособления англосаксов в НАТО снова выходит на повестку дня. Нет, санкции никто поспешно снимать не будет, резко отказываться от привычного «сдерживания Кремля» тоже, ведь остаются Польша, прибалты и инерция. Но осознание национальных интересов безопасности на континенте может сменить весь список приоритетов. В Европе привыкли бояться Москвы, потому что верили Америке и Британии. Выкинув из уравнения эти догматы, можно прийти к простому выводу, что угроза исходит не от соседей. И что куда важнее бороться с голодом, нищетой, глобальным потеплением, техногенными катастрофами, терроризмом, наркотрафиком, киберпиратством, чем друг с другом. Без трансатлантической доминанты многие проблемы исчезнут, а конфликты — излечатся, как «биполярное расстройство».
Ну, а австралийские субмарины пусть бороздят Тихий океан, место есть...