В третьем мире наша пшеница уже не менее популярна, чем «сушки», зенитные комплексы и автоматы Калашникова. И этим стоит гордиться.
По состоянию на середину сентября российские аграрии намолотили более 100 млн тонн зерна, как в лучшие советские годы. А учитывая, что на Европейском Севере и в Сибири уборочная кампания еще не завершена, это хорошая заявка на абсолютный рекорд. Если не подведет погода, то урожай зерновых составит порядка 115 млн тонн — на 10 млн тонн больше прошлогоднего. Долгосрочные прогнозы выглядят почти фантастическими: согласно расчетам Минсельхоза, к 2030 году Россия должна ежегодно собирать по 130 млн тонн зерна.
Если говорить о таком традиционно болезненном для наших аграриев показателе, как урожайность, то и она по российским меркам на высоте: более 27 центнеров с гектара. Если получится динамику закрепить, то можно подтянуться к уровню северных стран Европы. Прогнозы на экспорт также внушают оптимизм. Обнуление правительством вывозной пошлины позволит продать на внешних рынках до 40 млн тонн российского зерна, из которого как минимум 25 млн тонн составит пшеница.
Что характерно, западная пресса уделяет пристальное внимание успехам российского сельского хозяйства. Например, немецкий журнал Spiegel считает, что аграрный сектор нашей страны переживает впечатляющий подъем. Эксперты издания отмечают скорость, с которой российское сельское хозяйство перешло от деградации к росту. В 90-е годы прошлого века Россия потеряла 35 млн гектаров пахотных земель, что сопоставимо с площадью всей Германии. Инвесторы как огня боялись аграрной «черной дыры», предпочитая вкладывать средства в сырьевые отрасли промышленности. Однако в последние годы ситуация кардинально изменилась.
Российские эксперты считают, что продовольственное эмбарго отчасти способствовало росту отечественного сельхозпроизводства. Однако наиболее высокие показатели прироста были еще раньше зафиксированы в отраслях, которые давно и успешно представлены на мировых рынках. Скажем, урожаи зерновых стабильно растут с 2010 года. А в прошлом сезоне российские сельхозпредприятия отправили на экспорт пшеницы даже больше, чем американские фермеры. Основной вклад сделали крупные агрохолдинги, которые системно возвращают в сельскохозяйственный оборот ранее выпавшие из него пахотные земли и совершенствуют технологии их обработки.
В последнее время доля сельского хозяйства в нашем ВВП растет, вопреки тенденциям в развитых странах Европы и Америки. В прошлом году Россия впервые заработала на аграрном экспорте больше, чем на продаже оружия. Такая же картина, скорее всего, сохранится и в текущем году. При этом нельзя сказать, что «Рособоронэкспорт» снизил свою активность на внешних рынках.
Повышает конкурентоспособность российских продовольственных товаров и низкий курс национальной валюты, способствующий высокому спросу на зерновые, а также на мясо и птицу. Вместе с тем, несмотря на отсутствие серьезной конкуренции, производство фруктов и овощей практически не выросло, как и производство продукции животноводства. Причина в том, что вложения в эти отрасли окупаются слишком медленно, что делает рискованными инвестиции при высоких кредитных ставках.
В итоге рост экспорта и доходов агрохолдингов не отменяет проблем с отечественным производством молока и мяса, которые приходится закупать. К тому же с коммерческой точки зрения гораздо выгоднее поставлять за кордон не зерно, а уже готовые продукты с высокой добавленной стоимостью.