Курочкин снимает как современными цифровиками, так и довоенной немецкой камерой Linhof, уникальным советским ФТ-2, которому скоро будет полвека. Объясняет это тем, что идеальной фотокамеры человечество еще не придумало. И даже из самых лучших фотоаппаратов - каждый, мол, хорош для определенного вида съемки.
Впрочем, Сан Санычу, так называют его друзья, есть из чего выбрать. Ведь в личном владении Курочкина за два десятка лет собралось 850 фотоаппаратов: от громадной австрийской камеры "Глобус", выпущенной в 70-х годах ХIХ века (объектив размером с ведро, а штатив с трудом умещается в салоне "Жигулей" четвертой модели) до крохотного шпионского "Аякса", который можно спрятать за пряжкой брючного ремня. Этим коллекция не исчерпывается, всего в ней более 2 тысяч объективов, дальномеров, экспонометров, биноклей, подзорных труб и прочей оптики. Все фотоаппараты Курочкина отремонтированы и каждый в рабочем состоянии. Если некоторыми нельзя снимать, то лишь потому, что пленки нужного формата к ним давным-давно не выпускают.
Коллекционер гордится, что по его собранию можно проследить ход развития конструкторской мысли и технологий на протяжении почти полутораста лет.
У Курочкина - фотоаппараты, выпущенные в Европе, США, Японии, России и Китае в разные годы. Камеры, являвшиеся культовыми для поколений фотолюбителей. Малоизвестные раритеты, изготовлявшиеся небольшими партиями. Например, фотоаппарат для панорамной съемки ФТ-2, сконструированный в СССР знаменитым оружейником Токаревым. У него, по словам коллекционера, высочайшее качество снимков.
А некоторые модели Курочкин в буквальном смысле спас для истории. В 90-е годы во время сокращения армии советский аппарат для аэрофотосъемки РА-39 чуть было не пустили под пресс. Коллекционеру его принес военный летчик. Есть и изделия, сконструированные отечественными "самоделкиными", которые так никогда и не были запущены в серийное производство. У Курочкина несколько аппаратов, "изобретенных" фотокорреспондентом ТАСС Евгением Соколовым, который был одаренным механиком. Чтобы не тратить время на перезарядку пленки, он сконструировал фотоаппарат, в котором емкость кассеты была увеличена: вместо 36 кадров аж 250! И диапазон выдержек в четыре раза больше, чем у обычного тогдашнего "Горизонта". Изобретатель обращался на Красногорский завод, производивший фотоаппараты в СССР, пытался заинтересовать чиновников своими разработками, да только ничего из этого не получилось.
Вопрос о стоимости своих раритетов Курочкин попросил ему не задавать. Понятно, что коллекционирование дело затратное. Но, по словам Курочкина, многие редкие и даже уникальные фотоаппараты достались ему даром. Кто-то, конечно, готов заломить за старинный фотоаппарат цену, как за новый автомобиль, а кто-то, видя искренний интерес собирателя, и бесплатно отдаст семейную реликвию.
Сколько всего выпущено в мире моделей фотоаппаратов, не знает, наверное, никто, даже сам Сан Саныч. В каталоги западных фирм внесено около 20 тысяч наименований, но это не окончательное число.
- Зачастую встречаются такие модели, которых ни в каких каталогах нет, - рассказывает собиратель.
Давняя мечта коллекционера - организовать в России музей фотоаппаратов. Две выставки раритетов из коллекции Курочкина в Саратове и Вольске прошли с большим успехом. Но идея насчет музея, которую вроде бы сначала поддержали областные и городские власти, забуксовала. Да и меценатов пока не находится. Между прочим, в мире около сотни музеев фотоаппаратов. В последнее время появились и на постсоветском пространстве - в Белоруссии и Эстонии. Хотя в некоторых музеях фотоаппаратов в несколько раз меньше, чем у российского коллекционера.