Таким образом, правительству удалось "протолкнуть" злополучный законопроект, направленный в Думу еще в 1999 году. Любопытно, что о нем вспомнили, когда пришла "пиковая" пора платить (17,2 млрд. долларов) по внешним долгам России. Третье чтение документа, по словам Бравермана, "является делом нескольких недель", и вряд ли что изменится. Он считает, что принятие закона позволит сделать госсектор экономики более управляемым и эффективным. Что мешало ведомству управлять госпредприятиями с пользой для казны, чиновник, к сожалению, не пояснил, заявив лишь, что в настоящее время "они слабо управляемы собственниками". По этой причине правительство в 2003 году собирается акционировать, ликвидировать или частично продать каждое четвертое предприятие. Оставшиеся ГУПы по принятому законопроекту не смогут создавать дочерние предприятия и владеть акциями банков. Лишившись возможности контролировать денежные потоки, они на самом деле станут бесправными и полностью подконтрольными государству. Все ГУПовские сделки по закону должны быть согласованы с собственником. По словам Бравермана, правительство собирается также вывести деньги казенных предприятий из капиталов страховых компаний и инвестиционных фондов. Таким образом, в Белом доме решили дать по рукам директорам предприятий, которые порой "своих баранов путают с государственными", уводя госсредства в создаваемые "дочки" или "карманные" банки.
В вечернем телеэфире Александр Браверман, по сути, признал, что в стенах Белого дома были противники законопроекта в лице отраслевых министерств, которые успели предостаточно наплодить таких "дочек" и "внучек". Ситуация, по словам замминистра, стала меняться, и сейчас из более 700 долей ГУПов в банках под контроль государства возвращены 89 процентов уведенных средств. Судьбу оставшихся банковских "дочек", в том числе эмпээсовского "Транскредитбанка", через который проходят основные потоки железнодорожных денег, Минимущество оставляет пока нерешенной. При этом Браверман уточнил, что, "поскольку мы будем смотреть за материнской компанией, "дочка" будет следовать за ней".
Вместе с тем законопроект позволяет создавать ГУПы в случаях, когда используется имущество, приватизация которого запрещена, для решения социальных задач, а также в случаях производства продукции, связанной с национальной безопасностью и обороной, или отдельных видов продукции, изъятой из оборота. В итоге реформации госсектора экономики правительство надеется решить сразу несколько задач. Во-первых, казна получит допдоходы от акционирования ГУПов, во-вторых, поставит под свой контроль денежные потоки, которыми пользовался директорский корпус казенных предприятий, и, в-третьих, избавится от хлопот с "лишней" собственностью, которой оно практически не управляло. Нет ответа на вопрос: что будет с миллионной армией работников госпредприятий? Предположение Бравермана, что переход ГУПов в рыночное состояние позитивно скажется на благосостоянии людей, не кажется столь убедительным. Ведь практика акционирования или приватизации предприятий в России, как правило, начинается с массовых сокращений персонала. К сожалению, новый закон о ГУПах пока никак не защищает интересы наемных работников, которые могут пополнить категорию безработных граждан. Вспомнят ли об этом избранники народа, когда станут читать закон в последнем варианте?