СТАТИСТИКА ДАЛЕКА ОТ ЖИЗНИ
Как все-таки убаюкивает статистика! Оказывается, у нас в стране из-за технических неполадок и неисправностей происходит всего 5 процентов аварий. Это при том, что колеса у отечественных авто иногда отваливаются на ходу, тормозные шланги лопаются, шины не держат дорогу... Рулевые тяги, может, и не лопаются часто, но из-за технических неисправностей автомашин происходит очень много аварий. Значит, статистика приукрашивает действительность? Тут есть своя, не очень мне понятная, тонкость: оказывается, в статистику попадает только основная причина ДТП - нарушение правил дорожного движения, нетрезвое состояние водителя, превышение скорости и прочее. Техническая неисправность является как бы сопутствующей и часто вообще не фиксируется.
Между тем зачастую именно она не позволила водителю резко затормозить, быстро повернуть машину, сманеврировать. На российских машинах вообще надо ездить осторожно: одному черту известно, что выйдет из строя в следующую минуту. Тут могу дать один совет: чаще и внимательнее смотрите на искореженные авто, побывавшие в авариях - отрезвляет. И знайте: ответственность за техническую неисправность никто не отменял. В суде техническая неисправность авто не принимается в качестве смягчающего обстоятельства. К сожалению, наши водители редко подают в суды, как это делается на Западе, на производителей и продавцов "волжанок", "москвичей", "жигулей" за конструкторские промахи, некачественную сборку, которые приводят к авариям.
ТЕХОСМОТР - КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Чтобы ездить "без печали и забот", надо, собственно, следить "всего лишь" за состоянием рулевого управления, тормозной системы и ходовой части. И тут неважно, новая у вас машина, подержанная, отремонтированная или нет. Начнем плясать "от печки": вчера вы купили новый отечественный автомобиль. Конечно, лучше всего отдать его мастерам, чтобы они сделали протяжку всех узлов, выход из строя которых может привести к аварии. Если не получается или не хватает средств (для "Жигулей", "Москвичей" надо никак не меньше сотни долларов), то обратите внимание на соединения всех деталей рулевого управления. Очень важно, чтобы болты и гайки были закручены нормально. В ГИБДД мне рассказали случай, когда у "уазика" во время движения разъединилась продольная рулевая тяга и машина выскочила на встречную полосу. Два человека погибли, двое тяжело ранены. А ведь на спидометре было всего 500 километров пробега.
Раз уж вы загнали автомобиль на эстакаду, то попутно посмотрите крепление суппортов, амортизаторов, потрогайте тормозные шланги - не подтекают ли? Это видно невооруженным глазом. Хорошо бы, конечно, снять колеса и глянуть на тормозные диски. Не мешает проверить, как ведут себя тормоза, что называется, в деле. Сделать это просто: надо найти бетонную площадку, разогнаться до 40 км в час и нажать на тормоза. Если машина прошла юзом меньше 12 метров - радуйтесь: пройдете не только техосмотр, но и будете знать, когда тормозить, чтобы не "поцеловать" идущий впереди автомобиль.
Рулевое проверять сложнее. Там - градусы. Суммарный люфт не должен превышать 10 градусов, а на практике это значит, что баранка свободно может болтаться туда-сюда на 10-15 сантиметров. Если больше, мигом в мастерскую.
В обязательном порядке отбалансируйте колеса и сделайте сход-развал. Могу привести множество примеров, когда именно из-за этих "тонкостей", про которые, кстати, многие просто забывают, пострадало множество машин. Особенно в слякотное и зимнее время. На заводах такие вещи не делают, из-за чего теряется устойчивость автомобиля на дороге.
С приобретенными "бэушками" возни побольше. Тут надо проверять не только соединения, шланги, диски - все трущиеся детали. Бывший владелец редко делает покупателю подарки в виде новых тормозных колодок, дисков, рулевых и поворотных шарниров, колесных дисков, шин. И все - важно. Знаю случай, когда парень, как ему казалось, заменил все необходимые детали тормозной системы на старой "копейке", но попал в аварию. А "не заметил" он слишком тонкие тормозные диски передних колес. Требуется толщина не менее девяти миллиметров, а у него было шесть. Итог печален: резко затормозил на скорости при обгоне, левый передний диск заклинило, машину развернуло поперек дороги, и в нее врезался встречный грузовик. Погибла жена, двое детей сейчас ждут возвращения отца из тюрьмы.
Особое внимание - шинам. Протектор не должен быть меньше 1,6 миллиметра. Но это очень условная величина. С ней вы можете пройти техосмотр, но быть уверенным на дороге - никогда. Дело в том, что дорога съедает эти миллиметры за неделю, и вы можете попасть в беду. Так что никогда не экономьте на колеса, особенно это касается передка. На них надо смотреть каждый день. И не только на протектор. Проверяйте самым тщательнейшим образом, не появились ли на шине вздутия ("грыжи"), трещины, порывы, проколы, отслоения. Заиметь такое "удовольствие" на наших дорогах очень даже легко. Последствия непредсказуемы, но всегда ужасны. По статистике аварии из-за технических неисправностей автомобилей являются наиболее тяжкими, в них гибнет больше всего людей.
Во время ремонта, если вы не доверяете мастерам, сидите рядом с ними до конца работы. Это хоть как-то будет их дисциплинировать. Когда собран или заменен какой-то узел, деталь, сами потрогайте его, и напомните, чтобы слесарь еще раз проверил, хорошо ли затянуты болты, гайки, не перетянуты ли? Бывает, и перетягивают, например, подшипники. И они потом лопаются в дороге.
В Москве, напоминаю, очень много сервисов, где работают гестарбайтеры из ближнего зарубежья. На родине они собирали виноград или пасли овец, а тут ремонтируют машины - выгодно и престижно. Избегайте их. Тем более что большинство автосервисов не дает никакой гарантии и не отвечает за последствия своей "работы". Ни разу не встречал я, чтобы автомастерская заплатила за ущерб, полученный по вине слесарей. И опять - пример. У вазовской "трешки" (ВАЗ-2103) горе-мастера снимали полуось и потом ставили ее на место. Поставили так, что через пару дней на повороте эта полуось вылетела вместе с колесом. Благо людей и машин не было поблизости. Пострадал только водитель.