Если в 2008 г. более половины граждан РФ считали, что Россия сохраняет лидирующее положение в космонавтике, то в 2012 так считал каждый третий
После серии наших неудач в космосе остро встал вопрос: как выходить из крутого пике? Ответ «Роскосмоса» нетрудно было предугадать: конечно, надо провести реформы. Что же именно предлагается? Преобразовать Федеральное космическое агентство в госкорпорацию. Это позволит, по уверениям авторов проекта, резко повысить эффективность в отрасли, обеспечит надежность космической техники, вернет России утраченные позиции в мировой космонавтике. Ссылаются при этом на «Росатом»: там-де дела идут хорошо, потому что это госкорпорация. Надо вернуть жесткую управленческую вертикаль — и проблемы будут решены...
Мысль несложная, но как переименование повлияет на качество продукции, ответственность исполнителей, квалификацию кадров, оставлено за скобками.
«Большей управляемости предприятий, возможности финансового, технологического и иного контроля можно добиться более простым путем, — комментирует ситуацию руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Все это надо заложить в госконтракты, по которым работают крупнейшие производственные комплексы. А создание на базе «Роскосмоса» госкорпорации, боюсь, не только не решит накопившихся проблем, но и обострит их. На деле государство после такой реформы может еще дальше отойти от влияния на отрасль. Или, может быть, авторы проекта предполагают превратить акционерные общества в казенные предприятия? Планируют взяться за неподъемный пласт труднейших правовых, финансовых, имущественных вопросов? Думаю, что все-таки найдется умный человек наверху и завернет этот невнятный проект:
С мнением Моисеева трудно не согласиться. Смена вывески не решит коренных проблем, в том числе острейшую — кадровую. Нехватка высококлассных профессионалов и на всех этажах управления, и на уровне производства сегодня очевидна всем. Нужны свежие идеи, свежая кровь и, конечно же, энтузиасты масштаба академиков Королева, Глушко, Келдыша, министров Афанасьева, Догужиева. Предлагаемая же нынче смена вывески — отвлекающий маневр, видимость принимаемых мер по «улучшению, устранению, преодолению»:
Между прочим, американское НАСА демонстрирует интересный подход. Рутинную текущую деятельность по доставке грузов и экипажей на МКС потихоньку передают конкурирующим между собой частным фирмам, одновременно помогая им и финансируя, а усилия специалистов агентства направлены на перспективные, многообещающие проекты. У нас же, похоже, решили окончательно отказаться от конкуренции, которая в космической отрасли существовала еще в советские времена.
В тот же день, когда стал известен проект реформы «Роскосмоса», фонд «Общественное мнение» представил результаты исследования, посвященного состоянию российской космической отрасли. Если в апреле