Без катапульты

По мнению эксперта, причинами участившихся аварий является изношенность конструкции, плохое топливо и самоуверенность пилотов

Эксперт «Труда» считает, что малые самолеты падают из-за изношенности конструкции, плохого топлива и самоуверенности пилотов.

Пилоты Виктор Игнатьев и Алексей Сырчин закончили жизнь там, где для большинства из нас она начинается, — в детском садике. Их двухмоторная Cessna 421 упала на территорию детского учреждения около 15 часов 22 августа. К счастью, детей в саду не было.

О том, из-за чего падают легкомоторные самолеты и почему, возможно, упал этот, «Труду» рассказал авиатор, авиаконструктор и директор компании «Твой самолет» Олег Остросаблин.

— У летчиков был налет 7 и 2 тысячи часов, — говорит Олег Остросаблин, — это много, и это могло создать специфическую ситуацию. Они ранее летали на военных самолетах или лайнерах гражданской авиации, поэтому наверняка считали, что уж с легкомоторным самолетиком справятся без труда. А это чревато. На самом деле принцип полета у них разный. Мы летаем, можно сказать, на чувстве воздушного потока. А гражданские летчики привыкли к большим машинам, которым потоки нипочем; ну а военные вообще летают на газу.

Как далее рассказал авиаконструктор, хороший самолет стоит дорого — 200-400 тысяч долларов. У отечественных «легких» авиаторов таких денег, как правило, нет. Поэтому специально для них привозят из Америки самолетики с выработанным ресурсом: там покупают за 10 тысяч долларов, здесь продают за 40-50. Несущая конструкция выполнена из дюралюминия, а он, как известно, материал хрупкий, и от времени в нем накапливаются микротрещины. В итоге самолет может просто развалиться в воздухе.

Часто россияне покупают такой самолетик в складчину и летают на нем по-партизански, то есть без оформления разрешения на полет и регистрации маршрута в соответствующих инстанциях. Что связано со второй проблемой — отсутствием в России понятной и прозрачной административной базы для экспериментальной авиации.

Третья проблема — топливо. Моторы легких самолетов очень привередливы к его качеству — каждому необходимо строго свое. А некоторые из самолетиков очень прожорливы. Так, разбившаяся Cessna 421 потребляет 100 литров топлива в час. Понятно, что найти такое количество эксклюзивного горючего трудно, и самолеты заправляют тем, что найдут. В результате мотор может просто отказать.

Наконец, отсутствие летной культуры, подразумевающей навыки управления определенной техникой. «Понимаете, ведь самолеты пилотируют те же люди, которые водят автомобили, — ругается Олег Остросаблин. — А как у нас водят, сами знаете. Разница только в итоге: в автомобильных авариях чаще выживают, а в авиационных — нет».