В ритме Балтийского моря

27 августа в столице Швеции откроется международный фестиваль Балтийского моря

27 августа в столице Швеции откроется международный фестиваль Балтийского моря — совместный проект художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева и финского дирижера Эсы-Пекки Салонена. Каким образом академическая музыка связана с проблемами экологии, рассказывает «Труд».

Созданный в 2003 году и ставший ежегодным фестиваль Балтийского моря — совместный проект Валерия Гергиева, финского дирижера и композитора Эсы-Пекки Салонена и директора концертного зала Berwaldhallen Микаэля Тидена. Музыканты придумали фестиваль с целью помочь решить проблему экологии Балтики: здесь традиционно проходит экологический форум, организуемый Фондом защиты дикой природы.

Идейным вдохновителем проекта стал Салонен. «Лично я столкнулся с катастрофическим состоянием воды в Балтике совершенно случайно, — рассказывает дирижер. — Я привез детей в Финляндию отдохнуть на природе и понял, что отпустить их купаться в зловонной болотной воде я не могу».

В программе фестиваля нынешнего года найдет отражение двадцатилетие независимости государств Балтии: на концерте-открытии музыканты трех балтийских стран исполнят произведения эстонского композитора Арво Пярта, литовца Константинаса Чюрлениса и латыша Петериса Васкса, заслуженно входящих в когорту самых выдающихся композиторов современности.

Мариинский театр привезет на фестиваль два оперных спектакля.

29 августа на сцене Королевского оперного театра оперная труппа Мариинки и симфонический оркестр театра под управлением Валерия Гергиева покажут оперу Родиона Щедрина «Очарованный странник». На следующий день Мариинский театр представит шведской публике «Средство Макропулоса» Леоша Яначка в постановке знаменитого британца Грэма Вика, превратившего сказку об эликсире молодости в оперный триллер в стиле Агаты Кристи с оттенком булгаковщины.

Труппа Мариинского театра участвует в фестивале ежегодно, как правило, самостоятельно финансируя свой визит.

«Я глубоко убежден в том, что для будущих поколений судьба Балтийского моря несоизмеримо важнее вопроса о том, какие тенденции будут преобладать в интерпретации симфоний Бетховена, — комментирует социальную миссию фестиваля художественный руководитель Мариинки Валерий Гергиев. — Если бы личные интересы стояли для меня на первом месте, то я не задумываясь устроил бы себе и коллегам лишнюю пару выходных. Однако тема экологии, вокруг которой выстроена концепция фестиваля, имеет самое серьезное значение. Поэтому мы ежегодно приезжаем в Стокгольм».

Также среди звезд фестиваля в этом году шведский баритон Петер Маттеи, российское сопрано Ольга Гурякова, скрипачка Виктория Муллова, а также дирижеры Салонен и Дэниел Хардинг (Великобритания).

В концертах фестиваля традиционно принимают участие лучшие музыканты мира: в Стокгольме уже побывали дирижер Дэниел Баренбойм, пианистка Элен Гримо, скрипач Николай Цнайдер. Послушать их приезжают и крупнейшие политики стран Балтийского региона. Особое место в концертных программах традиционно занимают сочинения композиторов северных стран, государств Балтии и России, а также произведения, написанные по заказу фестиваля.

Язык музыки универсален, он не нуждается в переводе. Музыка напрямую обращается к сердцам людей, в том числе политиков, от которых зависит принятие важных решений, убеждены создатели фестиваля. Им уже удалось добиться более ответственного отношения к проблеме экологии Балтики. По сравнению с халатностью, которая царила здесь, когда они устраивали первые концерты, это выглядит прорывом.

Фестиваль завершится 4 сентября.