Советский сервис и сейчас живее всех живых

Уровень отечественного сервиса медленно падает

Пока Россия пытается улучшить качество своего вина. Недавно мне удалось в этом в очередной раз убедиться.

Я очень люблю пончики, но в Москве их практически невозможно найти. Говорят, они есть на ВДНХ. Но специально за ними ехать туда слишком накладно. Поэтому я всегда останавливаюсь в пончиковых кафе, которые стали открываться на выездных магистралях в области.

На днях зашел в одно из них. Заказал 10 пончиков, чай и пошел с женой выбирать столик. Решили сесть у окна, но стол был засыпан сахарной пудрой. Вскоре после моей просьбы вытереть стол появилась сотрудница азиатской внешности, окинув нас взором, неожиданно заявила: «Что, столов больше свободных нет?» Я от такого поворота событий опешил, но все-таки вежливо заметил, что нам нравится именно этот столик. Моя жена также резонно, но традиционно корректно заметила: «Вытирать стол — это все-таки ваша обязанность…» Договорить моя супруга не успела, работница зала ее перебила: «Я свою работу знаю, не учите!»

После такого приема пончик уже не лез в горло с такой охотой, но я все еще колебался — оставлять или нет запись в книге отзывов. Я вообще-то люблю книги отзывов. Как-то раз после великолепного обслуживания в одном из московских ресторанов я попросил книгу, чем вызвал переполох среди сотрудников и охраны. Они упорно допытывались у меня, что же именно я хочу написать. Они боялись негативного отзыва. И ведь напрасно боялись, чем очень повеселили меня.

И в этот раз я колебался, но недолго. Уйдя из зала, сотрудница стала пальцем показывать своей коллеге на меня, очевидно, раскрывая мою хамскую и буржуазную сущность. Тут уж я не стал сомневаться и попросил книгу. Я оставил два отзыва: о недостойном поведении работницы зала и о прекрасной работе улыбчивых кассиров. Они и вправду были обаятельны, хотя это не входит в их обязанности. Да и чаевых им не платят.

Но вот откровенно советский сервис меня просто поразил. За сытые 2000-е я привык к тому, что покупатель везде прав. Оказалось, не везде.

Случай в пончиковом кафе напомнил мне одну поездку в Сочи — и еще о том, что для успешного проведения Олимпиады всем нам нужно научиться любить клиента своего как самого себя.

Дело было в прошлом году на кубанском экономическом форуме. Журналистов поселили в санатории, который последний ремонт видел еще во времена молодости Леонида Брежнева. Но это ладно, в государственных гостиницах почти всегда так. Когда я пришел на завтрак в пустой ресторан (а в нем было не меньше 100 столиков), работница зала не позволила мне самостоятельно выбрать, куда сесть. Она заставила меня присоединиться к уже завтракавшему постояльцу. Он был единственным отдыхающим, находившимся в тот момент в зале.

Старшее поколение, вероятно, только улыбнется, прочитав, как я возмущаюсь казарменным сервисом «советских» учреждений. Но ведь Россия зовет к себе весь мир на Олимпиаду в Сочи. Иностранцев мы тоже будем строить в очередь?

Кстати, украинцам тоже оказалось тяжело перестроиться. Как рассказывают соседи, к предстоящему чемпионату мира по футболу им не удалось обновить свой железнодорожный парк. А о вежливости и чистоте в украинских поездах ходят легенды. За один год Украина вряд ли сможет что-то изменить. Но вот Россия за три года, оставшиеся до Игр, может хотя бы попытаться это сделать.