Коммерческие вузы начали приплачивать студентам

Коммерческие вузы на грани разорения. Абитуриенты не хотят там учиться. Чтобы заманить людей, вузы сулят деньги и подарки

Ситуация со студентами ухудшалась последние 3 года. Желающих получить диплом учебного заведения с никому не известной аббревиатурой становилось все меньше.

Уменьшалось и число абитуриентов вообще: 2007–2010 годы — дно демографической ямы, в которую угодила Россия.

Крах коммерческого высшего образования едва не наступил этим летом. Выпускники школ со своими результатами ЕГЭ успешно поступали в государственные вузы и идти на платное обучение не стремились.

Итог — более половины мест в коммерческих вузах остались незаполненными.

Сетевой маркетинг

Средство к спасению было выбрано быстро — заманивать людей любыми способами.

Так, Первый профессиональный университет (ППУ) заклеил своей рекламой всю столицу. Молодых людей завлекали бесплатной вечеринкой для студентов, на которой выступят Дима Билан, Ксения Собчак и Bad Boys Blue.

К операции по спасению подключили и тех, кто уже учится. За каждого приведенного и поступившего абитуриента предлагались деньги или ценные призы. Одна из студенток все того же ППУ выиграла новенькую «Тойоту».

Наибольшей популярностью в коммерческих вузах при привлечении новых студентов пользуется акция «Приведи друга». Смысл ее заключается в том, что студент, который приведет новых абитуриентов, получит скидку на плату за обучение. Скидку также получит зачисленный по такой рекомендации первокурсник.

Это последняя возможность для коммерческих вузов спастись от разорения. И они не хотят ее упускать.

Зазвать тех, кто остался

Второй по значимости после ЕГЭ причиной нехватки новых студентов стала демографическая яма, о которой еще в прошлом году говорил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Число выпускников школ за последние годы неуклонно снижается.

Так, если в 2006 году 11 классов окончило более 1 млн. 300 тысяч человек, то в 2012 году ожидается чуть более 700 тысяч человек. Это связано с тем, что в начале 90-х годов из-за сложной ситуации в стране резко упала рождаемость, плоды чего мы видим только сейчас.

По прогнозам демографов, ситуация начнет выравниваться в 2015 году, но большого притока абитуриентов стоит ждать только через 10 лет.

Таким образом, число желающих поступить в высшие учебные заведения может превысить количество свободных мест. И в этой ситуации коммерческие вузы снова уступают государственным.

«Демографическая ситуация сложилась так, что сейчас уменьшилось количество выпускников школ. Часть хочет поступить на бюджетное отделение, и, естественно, те, кто не имеет финансовой возможности, не пойдут в коммерческие вузы», — говорит декан одного из негосударственных университетов.

В приемной комиссии МВЕУ (Международный восточно-европейский университет) также говорят о необходимости коммерческим вузам заниматься саморекламой и идти навстречу студентам: «Все эти программы — пожелания наших студентов.

У нас никто не вел статистику, стало ли меньше поступающих, зато есть студенты, активно пользующиеся программами скидок. К тому же нет коммерческих вузов, которые могли бы однозначно сказать, что им хватит студентов и больше они никого привлекать не хотят», — рассказали «Труду» в МВЕУ.

Система скидок и бонусов

Во многом небольшое число поступающих определяет и отношение к ним в этих учебных заведениях. Обычно преподаватели знают всех своих студентов. Сами вузы сегодня напоминают частные школы с повышенным вниманием к своим учащимся.

В приемных комиссиях рассказывают, что всегда приятно, если человек приходит по рекомендации, значит, студенты довольны процессом обучения, раз рекомендуют свой вуз друзьям. Вопреки расхожему мнению о том, что учеба за деньги — это просто формальность для получения диплома, руководство таких заведений зачастую поддерживает со своими студентами самые теплые отношения.

Анна, студентка первого курса МВЕУ, рассказывает, как поступала в университет по рекомендации своей подруги: «Моя подруга учится уже на третьем курсе и очень довольна универом, она и предложила мне поступать к ней, я сразу согласилась. По баллам на бюджет в тот вуз, где окончила курсы, я не попадала, а тут уже проверенное место: она рассказала мне обо всех деталях поступления и студенческой жизни».

Конечно, любой труд должен оплачиваться, и руководство вузов пошло на такой шаг, как материальное стимулирование студентов, которые помогают привести новых ребят. Раньше такое можно было встретить только в колледжах, где давно реализовывали программу «Приведи друга — получи скидку!».

В Первом профессиональном студентам дают не скидку, а подарки, рассказывает студентка 4-го курса Нина: «За одного приведенного друга дают бонус. Начинается все с простых подарков, например с ежедневников. Чем больше человек привел, тем лучше подарки».

В приемной комиссии МВЕУ рассказали о программе предоставления скидки студентам: «Мы считаем, что личное участие каждого — это общий успех! С 2008 года у нас успешно работает система, по которой студент, приводящий к нам своего друга, получает скидку на обучение 10%. Чем больше ребят он приведет, тем большую скидку получит. Это еще одна возможность понизить плату за обучение».

Программа получает все большее распространение и с небольшими различиями работает во многих вузах страны.

С 2009 года проект «Друзья» стартовал в РосНОУ (Российский новый университет). Он позволит его участникам получить скидки по оплате первого года обучения. Если в университет придет поступать компания выпускников одной школы, каждый из друзей получит скидку 5%, компания от 4 до 6 человек — 7%, а если в группе поступающих окажется больше 6 абитуриентов, каждому будет дана скидка в 10%.

В Ярославском филиале МФЮА (Московская финансово-юридическая академия) стартовала программа «Приведи друга — получи скидку на обучение», по которой студент получит скидку в размере 1000 рублей за каждого приведенного абитуриента, абитуриент получит скидку на обучение 20%.

Каждый студент МВЕУ, который приведет нового абитуриента, получит скидку 10% на оплату одного семестра обучения, скидка суммируется и может переходить на следующий семестр.

Факультет музыкального менеджмента, кино и телевидения МФПА (Московская финансово-промышленная академия) предлагает заинтересованным молодым людям рассказать друзьям и знакомым о возможности обучаться на этом факультете. Обещанное денежное вознаграждение — 1500 рублей за каждого приведенного студента.

МПСИ (Московский психолого-социальный институт) также предоставляет скидки за каждого, кто станет студентом по вашей рекомендации. При поступлении на очное отделение — скидка 7%, вечернее — 5%, заочное — 3%. Скидки также суммируются.

На подобных условиях предоставляют скидки ИЭСО (Институт экономики и социальных отношений), ИМЭС (Институт международных экономических связей) и МИЭМП (Московский институт экономики, менеджмента и права), количество приведенных студентов не ограничено, и в зависимости от вуза скидка может достигать 90 или даже 100%.

Треть все равно разорится

Как показывает практика, такие акции выгодны не только студентам, но и самим вузам. Обычно большая часть заявлений, поданных в такие заведения, — это копии документов. А это значит, что абитуриенты могут вообще не прийти, если найдут более выгодные условия.

Приведенные друзья — это реальные люди, рекомендованные к поступлению своими товарищами.

Правда, уже в следующем году коммерческие вузы столкнутся с еще большими проблемами. Попасть в государственные вузы станет еще проще, так как школьники успеют лучше, чем этим летом, подготовиться к ЕГЭ. При этом абитуриентов станет еще меньше. А значит, заманить к себе новых учащихся будет в разы сложнее, чем летом-2010. Надо либо доплачивать тем, кто поступает, либо искать именитых преподавателей, либо закрываться. По прогнозам экспертов образовательной сферы, к 2015 году число коммерческих вузов в России сократится как минимум на треть.

Размер бонуса

Цена учебы

 

Заработай на абитуриентах

Факультет музыкального менеджмента, кино и телевидения МФПА (Московской финансово-промышленной академии) приглашает на работу промоутеров, причем целыми группами.

Работа несложная — раздавать листовки у приемных комиссий других вузов, рассказывая, что учиться дешевле просто негде. За каждого приведенного студента промоутер получает 1,5 тысячи рублей. За 20 приведенных студентов вуз предлагает бесплатное обучение на факультете.

По мнению руководителя проекта WordShop BBDO Светланы Майбродской, совершенно неэтично идти к конкурентам и предлагать что-то свое.

«Каждый вуз — это бренд. Он должен придумать свою концепцию, отличную от других. Следуя своей собственной философии, образовательное учреждение постепенно зарабатывает себе имя. А когда будет имя и представление, чем этот вуз лучше других, студенты сами туда пойдут», — уверена Майбродская.

С ее точки зрения, это антипример рекламной акции. Приличный вуз не может себе такое позволить.

Генеральный директор рекламного агентства «Мир» Александр Елизаров считает иначе. «Акция, конечно, неплохая — можно привлечь студентов за счет большого количества промоутеров, — но весьма сомнительная. Какой уважающий себя человек, даже не знающий, куда ему поступить, вверит свою жизнь малознакомому ему промоутеру?»

Вместо пар — на дискотеку

Первый профессиональный университет ждет в своих стенах самых веселых. В течение года они устраивают всевозможные дискотеки с участием звезд (Анфиса Чехова, Дима Билан, Филипп Киркоров и многие другие), прогулки на теплоходах, пенные вечеринки. Вход по студенческому Первого профессионального — бесплатно.

Светлана Майбродская: «Каждый вуз должен быть уникальным и узнаваемым. Дискотека не может быть уникальностью вуза. Но вообще идея хорошая. Правда, недоработанная. По крайней мере просматривается идея. Есть такое понятие, как „эдьютейнмент“ — учение с увлечением. Видимо, ППУ хотел достичь именно этого. Но очень жаль, что вся их рекламная кампания упирается в дискотеку. Образование — более важная вещь. Фишка могла бы сработать, если бы они предлагали посетить концерты после каких-либо образовательных программ».

Александр Елизаров: «Я не думаю, что дискотекой можно привлечь студента. Да, молодость требует развлечений. Но не всем поступающим интересно именно это. Преподавательский состав, престиж вуза, условия обучения гораздо важнее для серьезного студента. Звезды — маловразумительный мотив для того, чтобы выбрать себе профессию. А если нравится Филипп Киркоров, можно и на билет на концерт потратиться».

Консультант рекламной компании «DM-Клуб» Валерий Волков: «Эта рекламная акция может сработать. Но она эффективна исключительно для людей, которым нужен диплом, а не образование».

Плата за головы

Многие московские вузы платят своим студентам за то, что они приводят учиться своих друзей. Например, в ИМПЭ им. А. С. Грибоедова (Институт международного права и экономики) за каждого приведенного абитуриента на очное отделение платят 5 тысяч рублей, на заочное — 3 тысячи рублей.

Светлана Майбродская: «Акция „Приведи друга“ — маленькая, но идея большая. Приводить друзей туда, где тебе интересно, — это вообще хорошо. Помимо того что приобретаются новые знакомства, остаются старые. Получается фестиваль общих интересов».

По мнению Майбродской, жаль, что такая священная вещь, как образование, монетизируется. Эксперт уверена: надо ставить не на деньги, а на человеческие ценности. В современном мире этого не хватает.

Александр Елизаров: «С моей точки зрения, самая разумная акция. Очень большой коэффициент доверия. Если ваши друзья зовут вас в вуз, где сами учатся, значит, им там нравится, их все утраивает».

Валерий Волков: «Вполне хорошая сделка. И учиться веселее, и заработать можно. В плохой вуз друзей не зовут. Значит, преподавательский состав устраивает, и со студенческой жизнью тоже все в порядке».

Опрос: Что вы получили в вузе за привлечение абитуриентов?

Светлана Юхова, ППУ, экономический факультет

— У нас в университете действует такая программа: если ты приводишь, например, четырех новых студентов, тебе выдают карточку, по которой можешь получить приз. Я выиграла фотоаппарат за четырех новых ребят. Чем больше людей приводишь, тем лучше подарки получаешь.

За тех, кого привела я, получила карту в 4%. Одна девушка из нашего университета набрала по этим карточкам 100% и выиграла новую иномарку. Так что программа эта очень хорошо работает!

Оксана Овчинникова, ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, факультет журналистики

— Я привела трех новых студентов на заочное отделение в свой институт. В деканате составили документ, в котором говорится, что я порекомендовала этого человека для обучения в ИМПЭ. За каждого из приведенных в октябре мне дадут денежное вознаграждение — по 3 тысячи рублей.

Приведенными считаются только поступившие абитуриенты, которые уже оплатили первый семестр. Те, кто приведет ребят на очное отделение, получат больше: им заплатят по 5 тысяч рублей за человека.

Нина Царева, МФПА, юридический факультет

— Еще в колледже, где я училась, у нас действовала такая система: если приводишь ребят учиться, получаешь скидку на один семестр, по 5% за одного человека. Теперь такая же программа есть в университете. Многие приводят друзей, некоторые готовятся специально, набирают листовки и идут в государственные известные вузы, рассказывают ребятам о наших факультетах, переманивают. Так неплохие бонусы зарабатывают за лето. Меня когда-то так же «нашли» в приемной комиссии другого университета.